Виноградов Георгий Семенович

(9(22).04.1886 – 17.07.1945). 

Направление деятельности: устные традиции и формы выражения – другие.

Область исследования: Тулунский уезд, русские селения по рекам Ока и Чуна, Тункинский район Бурятии, Енисейскую и Акмолинскую губернии, Восточное Забайкалье, Даурию.

Профессор ИГУ, доктор филологических наук, фольклорист, этнограф-собиратель, языковед, редактор сборника «Сибирская живая старина», педагог. Георгий Семенович Виноградовявляется основателем нового направления – детской этнографии и детского фольклора Сибири. Объект его исследования – старожильческое население Сибири, взаимовлияние старожильческого и азиатского народов. Им написано более 80 работ, многие бесценные материалы погибли в войну, опубликованные являются библиографической редкостью.

Георгий Семенович Виноградов родился в 1886 году в селе Тулуне Иркутской губернии в крестьянской семье. Отец занимался извозом. Мать, Елена Алексеевна, была рассказчицей, знатоком старинных обычаев. Со слов матери он позднее записал сибирские протяжные песни.

Георгий окончил церковно-приходскую школу, двухклассное министерское училище, обучался в Иркутской духовной семинарии, но был исключен в 1905 году за поддержку восставших рабочих. За 8 месяцев тюрьмы он самостоятельно изучил ботанику, зоологию, биологию, физику, химию, математику, французский, немецкий и английский языки.

 Г.С. Виноградов семинарист

Осенью 1911 года Георгий уехал учиться в Петербург, где окончил Высшие педагогические курсы Фребелевского общества. Преподавал в вечерней школе, слушал лекции сибиреведов В. И. Иохельсона, Л. Я. Штернберга, А. А. Макаренко. «Работа экскурсоводом по Камчатско-Алеутской выставке, организованной в Музее антропологии и этнографии в 1912 году, привела Виноградова к заключению, что русская культура сибиряков известна еще менее, чем камчадальская или алеутская. И он, как представитель этой культуры, решает изучить её»[1]. Для этнографов и фольклористов Сибирь была неизведанной землей, но русским ученым была поставлена задача: изучить быт русских в Сибири. Георгий Семенович Виноградов, посещая лекции, пришел к выводу, что существует и народная философия, заключающаяся в отношении к жизни и смерти, смыслу жизни и воспитании нового поколения. «По-видимому, именно в это время сформировался у Г. С. Виноградова особый подход к исследованию народной жизни и быта как целостного и неделимого феномена»[2]. «Г. С. Виноградов начинал в Петербурге как ученик А. А. Макаренко, и выбор темы работы, которая впоследствии была отмечена серебряной медалью Русского географического общества, произошла с «благословения» А. А. Макаренко, при пользовании его программой по народной медицине, тогда еще не опубликованной. Получив советы и указания А. А. Макаренко, 26-летний Г. С. Виноградов уезжает в село Коркино Енисейской губернии, где, работая учителем, собирает гербарий лекарственных трав, который дополнил в Иркутской губернии. Тема самоврачевания относилась автором к народному мировоззрению»[3].

С 1915 по 1916 г. Георгий Виноградов проводил этнографические исследования в Восточном Забайкалье, преподавал русский язык и литературу в Читинской гимназии.

С 1917 по 1920 годы он работал учителем русского языка и литературы и собирал краеведческий материал при Тулунском отделе Общества изучения Сибири и улучшения ее быта. Летом он организовал три детские площадки в Тулуне, где изучал стихийные игры местных ребятишек.

В 1918 г. в Иркутске открылся университет, и Георгий поступает на заочное отделение историко-филологического факультета ИГУ. В 1919 г. был избран членом-корреспондентом Иркутской ученой архивной комиссии, а в 1920 г. – действительным членом Восточно-Сибирского отдела РГО (ВСОРГО). В экспедиции от ВСОРГО Георгий Виноградов исследовал Тулунский уезд, русские селения по рекам Ока и Чуна, Тункинский район Бурятии, Енисейскую и Акмолинскую губернии.

В 1922 году был избран доцентом ИГУ, а в октябре 1925 года Виноградов стал университетским профессором кафедры русской этнографии. С 1923 года этнологическая секция ВСОРГО насчитывает 25 человек. Председатель – Б. Э. Петри, затем М. К. Азадовский. Её задачи: исследовательская работа, составление программ-инструкций, сбор этнографических материалов. Вышли четыре номера «Этнографического бюллетеня». Это был расцвет этнографической деятельности в Иркутской губернии.

Проф. ИГУ

С 1923 по 1926 год большинство работ Георгия Семеновича печатались в сборнике «Сибирская живая старина», где он был редактором вместе с М. К. Азадовским. Задач ставилось много перед исследователями: изучить сибирский фольклор в стадии бытования, изучить этносы и взаимовлияние культур. Как отмечает А. А. Сирина, «Отношение к этнографии было у Г. С. Виноградова своеобразным. Он называл ее «живой», считал, что изучение гуманитарных наук немыслимо без знания этнографии, рекомендуя ее в качестве обязательного предмета в школе. Фольклор считал необходимой составной частью этнографии: язык в отрыве от его носителя, от среды бытования не интересовал ученого».|

В 1926 году напечатана работа «Детские тайные языки». В нем независимый от взрослых мир детства со своими правилами, нормами, фольклором.

В 1928 г. за работы в области этнографии Сибири и детскому фольклору ему была присуждена малая серебряная медаль Русского географического общества.

Главное достижение Виноградова – это исследование детского фольклора. Он стал у истоков нового направления: народной педагогики. Георгий Семенович собрал много детских игр, считалок, дразнилок, жеребьевок, молчанок, детскую сатирическую лирику и планировал многотомное издание.

«Детские тайные языки», «Детский народный календарь» и другие издания признаны классическими. Георгий Семенович изучал христианство в народном аспекте, русские проповеди как средство популяризации сведений о славянстве, деревянные календари как семейные святцы, передающиеся по наследству.

В начале 1930 г. Виноградов переехал в Ленинград из-за закрытия университета, где планировал издать трехтомник устной детской поэзии. В свет вышел только первый том: «Русский детский фольклор». Ученый собрал воедино экспедиционный материал, классифицировал его и проанализировал. Второй том должен быть содержать остальные жанры детского творчества, а третий – классификацию и исследования. Две другие части рукописи погибли во время бомбежки в г. Павловске в 1942 г., как и рукописи книги «Судьбы славянского племени в Сибири». Это был главный труд его жизни, задуманный печататься в нескольких томах, объединявший 29-летний этнографический труд.

Советы ученого-этнографа Матвея Николаевича Хангалова послужили отправной точкой для Георгия Виноградова к изучению детского фольклора и игр ангинских бурят Забайкалья и Даурии. Так появилось исследование Виноградова «К изучению народных игр у бурят».

С осени 1934 г. Виноградов работает в Пушкинском доме по составлению 17-томного академического словаря современного русского литературного языка.

Делом всей жизни Георгий Семенович считал работу «Судьбы славянского племени в Сибири», которую хотел издать в четырех томах. Он посвящал ей многие часы. В письме к М. К. Азадовскому он писал: «Все книги, все бумажонки с записями, все материалы, все работы – все, что делалось 29 лет, все погибло. Что это значит, Вы прекрасно понимаете»[4].

Война застала Г. С. Виноградова в Ленинграде. Вскоре Георгий Семенович с женой были эвакуированы в Углич, затем в Алма-Ату. Весной 1945 г. вместе с радостью ожидания близкой победы в войне пришла к Виноградову радость о присуждении ему докторской степени. Георгий Семенович скончался 17 июля 1945 года.

Сегодня труды Виноградова востребованы: в обществе возрос интерес к проблемам семьи, детства и воспитания. Во многих городах России и на Родине этнографа проводятся педагогические чтения.

Материал подготовила Наталья Разумная

[1] Виноградов Г. С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. М. : Изд-во «Восточная литература» РАН, 2009. 895 с.

[2] Сирина А. А., Штрихи к портрету. Выдающийся этнограф и фольклорист Г. С. Виноградов, ЭО № 1, 1993

[3] Там же

[4] Там же.

 Этнография детства  a ignore q 80 w 1000 c limit 00136c02047 4a72 484d 925f 56d8418d6c6a

Скачать - Детский народный календарь

Скачать - Детские тайные языки

Скачать - Детский фольклор и быт

Скачать - Песни отживающего поколения

Издания автора:

  1. Виноградов, Георгий Семенович. Детский народный календарь. - Иркутск : Вост. Сиб. отд. Русск. геогр. о-ва, 1924. - 34 с., 2 л. нот.
  2. Виноградов, Георгий Семенович. Детские тайные языки / Георгий Виноградов. - Иркутск : [б. и.], 1926 (тип. изд-ва "Власть труда"). - 28 с.
  3. Виноградов, Георгий Семенович. Детский фольклор и быт : Программа наблюдений / Георгий Виноградов. - [Иркутск : [б. и.], 1925]. - 83 с.; 17 см. - (Библиотека собирателя; Вып. 3).
  4. Виноградов, Георгий Семенович. Краткий обзор этнографических изучений Восточно-сибирского отдела Государственного русского географического общества : С прилож. библиографического указателя О. М. Блюменфельд. - Иркутск : [б. и.], 1926 (тип. изд-ва "Власть труда"). - 41 с.
  5. Виноградов, Георгий Семенович. К изучению народных детских игр у бурят / Георгий Виноградов ; Отд. нар. образования Бурят-Монгольск. автономной области. - Иркутск : [Гос. изд-во], 1922. - 11 с.;
  6. Виноградов, Георгий Семенович. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири : Вост. Сибирь, Тулуновск. волость, Нижнеудинск. уезд, Иркутск. губ. / Г. С. Виноградов. - Иркутск : [б. и.], 1918 (паровая типо-лит. П. Макушина и В. Посохина). - [4], II, 60 с.
  7. Виноградов, Георгий Семенович (1886-1945). Народные игры и педагогика [Текст] : сборник / Г. С. Виноградов ; Департамент образования г. Москвы, ГБОУ Московский гор. Дворец детского (юношеского) творчества. - Москва : МГДД(Ю)Т, 2013. - 128 с.
  8. Виноградов, Георгий Семенович. Русский детский фольклор / Георгий Виноградов. - Иркутск : Иркут. секция науч. работников, 1930 (тип. изд. "Власть тр."). - 1 т.
  9. Виноградов, Георгий Семенович (1887-1945). Этнография детства и русская народная культура в Сибири / Г. С. Виноградов ; [сост., авт. ст., указ. и коммент. О. А. Акулич, А. А. Сирина]. - Москва : Восточная лит. 2009. - 894, [2] с.
  10. Детские игровые прелюдии // Сиб. жив. Старина. – 1928. – Вып. 7. – С. 47-88.
  11. Детские игровые прелюдии // Сиб. жив. Старина. – 1929. – Вып. 8/9. – С. 119-174.
  12. Дети и народная культура: Иркутск. 6-е Виноградовские чтения. 13-16 мая 1992 г. / Науч. ред. доктор. филол. наук, проф. Е. И. Шастина. –Иркутск: Иркутский областной центр народного творчества и досуга, 1995. – 70 с.
  13. Детский народный календарь: (Из очерков по дет. Этнографии) // Сиб. жив. Старина. -1924. – Вып. 2. – С. 55-86, ноты.
  14. Детские тайные языки: краткий очерк. – Иркутск, 1925. – Вып. 6. – С.105.
  15. Детская сатирическая лирика. – СЖС. 1925, вып. III–IV. С. 65–106.
  16. Детский фольклор (тезисы доклада). – СЖС. 1925, вып. III–IV. C
  17. Детский фольклор и быт: программа наблюдений/ под ред. М. К. Азадовского, Г. С. Виноградова. – Иркутск, 1925.– Вып. 3. –82 с.
  18. Душа и тело: (Главы из книги Г.С. Виноградова «Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского   старожилого населения») // Сибирь. –1998 г. - No4. – С. 143-146.
  19. К изучению народных детских игр у бурят. – Иркутск, 1922. – 11 с. – (Отд. нар. образования Бурят-Монг. авт. обл.). // Сиб. огни. – 1922. - № 3. – С. 188.
  20. Краткий обзор деятельности Тулуновского отдела Общества изучения Сибири и улучшение ее быта за пятилетие с 1913-1918 годы // Зап. Тулун. Отд. О-ва изучения Сибири и улучшения ее быта. – Иркутск, 1918. – Кн. 1. – 14 с.
  21. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири // Записки Тулунского отделения общества изучения Сибири и улучшения его быта. – Иркутск, 1918. – кн. 1. -60 с. отд.паг.
  22. Народная педагогика // Камены. – Иркутск, 1997. -No1-2. -С. 80-92.
  23. Народная педагогика: (Отрывки и наброски) // Сибирская живая старина. –1926. – Вып. 5. –С. 1-28.
  24. Не о хлебе едином: (Об издании нар. песенников) // Кооперат. Дело. – Иркутск, 1919. - № 9.
  25. Об изучении народных детских игр у бурят. Иркутск: Отдел Народного Образования Бурят-Монгольской Автономной области, 1922.
  26. Песни отживающего поколения // Сибирский архив. – Минусинск, 1914. -No 7-8. –С. 357-367.
  27. Поверья и обряды крестьян-сибиряков: (Материалы по этнографии Нижнеудинского уезда) // Сиб. арх. – Минусинск, 1915. – № 3. – С. 111–122.
  28. Песни отживающего поколения // Сиб. арх. – Минусинск, 1914. – № 7/8. – С. 357–367.
  29. [Предисловие к статье А. М. Поповой «Детские игры и забавы в сибирской деревне] // Сиб. жив. Старина. – 1923. - № 1. – С. 106-107.
  30. Русский детский фольклор. Кн. 1. –Иркутск: издания Иркутской секции научных работников, 1930. – 233 с.: рис.
  31. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири // Сборник профессоров и преподавателей Иркутского университета,1923. –Вып.5: Науки гуманитарные. – С. 261-345.  
  32. Тюремная песня // Этногр. Бюл. ВСОРГО. – 1923. - № 3. – С. 13-14.
  33. Этнография детства и русская народная культура Сибири – М.: Вост. лит., 2009. –896 с.: ил. – (Этнографическая библиотека).

 

 

 

План работы
 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика