Хангалов Матвей Николаевич

 (16. 09. 1858 – 17. 02. 1918)

Направление деятельности:  исследователь устных традиций  (сказка, былина, быличка, пословица, поговорка); обрядовых действий (обычаи, обряды, празднества, народные приметы); знаний и навыков, связанных с традиционными ремёслами (предметы быта, традиционный костюм).

Область исследования: Балаганский уезд, Нельхайский, Унгинский, Куйтунский, Аларский и Ныгдинское ведомство, Ленская волость Верхоленского уезда Иркутской губернии, Забайкалье.

Матвей Николаевич Хангалов – исследователь этнографии, истории и культуры бурятского народа, собиратель фольклора, действительный член Русского географического общества, лауреат Французской академии наук. В экспедициях по Иркутской губернии он собрал колоссальный материал по фольклору, настоящую энциклопедию бурятского устного народного творчества: записи песен, легенд, сказок и улигеров, народных примет, шаманских мифов и призываний, описаний религиозных и бытовых обрядов. Этнографические заметки о нижнеудинских бурятах, свадебные обряды унгинских, кудинских и нижнеудинских бурят, охотничьи обычаи обосинцев. Автор первого учебника бурятского языка. Перевел на русский язык «Абай-Гэсэр-богдо-хан». Работы и коллекции М. Н. Хангалова хранятся в Российском государственном этнографическом музее, в архиве Института востоковедения РАН, в Иркутском краеведческом музее, в Музее истории Бурятии.

 «Матвей Николаевич Хангалов родился 16 сентября 1858 г. в семье состоятельного бурята 2-о олзоевского рода в улусе Закулей Унгинского ведомства Балаганского уезда, ныне Нукутского района Иркутской области. В восемь лет Матвей Хангалов поступает в Балаганское инородческое училище. Позже учится в Иркутской губернской гимназии, затем переводится в учительскую семинарию, которую оканчивает в восемнадцать лет, в 1876 году.

Во время учебы в Иркутске Матвей Хангалов, во многом под влиянием деятелей Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества (ВСОРГО) и их трудов, начинает интересоваться вопросами истории края, его культуры и этнографии. Он пишет реферат на тему «Обряд теломытия у шаманов», который привлек внимание преподавателя, археолога и этнографа Н. Агапитова, являвшегося одним из руководителей ВСОРГО. Поддержка и похвала педагога, его настойчивые советы работать в дальнейшем в этом направлении, нацелили юношу, чем и как он должен заниматься в будущем, и вдохновили его.

После окончания семинарии Матвей Николаевич семь лет работает в Кудинском инородческом училище, затем в Закулейском родном улусе. С 1902 г. до конца жизни работал учителем и заведующим в Бильчирском приходском училище.

М. Хангалов не забывает советы иркутских учителей, в частности Н. Н. Агапитова. В 1880 г. он, молодой учитель, посылает Н. Агапитову рукопись своей работы об обрядах посвящения и похорон шаманов. Н. Н. Агапитов предложил исследовать эту тему шире, углубить содержание материала, дать научное обобщение. Этот совместный труд явился ценным научным открытием, за который М. Н. Хангалов был удостоен золотой медали Русского географического общества. Работа называлась «Шаманство у бурят Иркутской губернии».

tq 9vagpyqk

В 1888 г., за заслуги по сбору и публикации бурятских фольклорных и этнографических материалов, М. Н. Хангалов был принят в члены Русского Географического общества. Имя его, как собирателя бурятского фольклора, становится известным в научном мире.  Работы М. Н. Хангалова стали печататься в различных этнографических и фольклорных изданиях Иркутска, Томска и Петрограда. В период с 1889 по 1903 гг. в научных изданиях были напечатаны три сборника фольклорных материалов, собранных М. Н. Хангаловым – «Бурятские сказки и поверья» (в соавторстве Н. Затопляевым), «Сказание бурят, записанные разными собирателями», «Балаганский сборник», которые содержат 185 образцов народных произведений.

В 1902 году М. Н. Хангалов принял приглашение Французской Академии и участвовал с ее представителем, академиком-этнографом Полем Лаббе, в научной экспедиции по изучению шаманизма западных бурят. В 1903 г. Министерство Просвещения и изящных искусств Франции присвоило ему звание лауреата с вручением знака «Officier d Academie». 

snimok

В 1907 г. при участии Д. А. Клеменца, М. Н. Хангалов устанавливает связи с Русским музеем в Санкт-Петербурге. Музей субсидирует полевые работы, приобретает коллекции. В 1908 г. при помощи музея, М. Н. Хангалов смог поработать в Балаганском уезде, Нельхайском, Унгинском, Куйтунском, Аларском и Ныгдинском ведомствах. Значительную часть своих полевых материалов М. Н. Хангалов передал в этнографический отдел Русского музея. 

В предисловии трёхтомного издания «М. Н. Хангалов» С. Г. Жамбалова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМБиТ СО РАН: «В 1913 году Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества просит М. Н. Хангалова записать текст эпоса о Гэсэр-хане и дать его перевод на русский язык. Как пишет Е. М. Залкинд: «Эта просьба пришлась особенно по душе хангалову, так как его издавна привлекал великолепный памятник народного эпоса и многочисленные варианты сохранились в бумагах…» Впервые к эпосу «Гэсэр» ученый обратился гораздо раньше. В его знаменитый  «Балаганский сборник» (1903 г.) вошли две части эпоса «Гэсэр».                                                                                                                                              ju3gap9f6to                                                                                                                                        

В 1913 г. М. Н. Хангалов принимает участие в организации бурятского этнографического вечера в Иркутске, участвует в составлении и редактировании бурятско-русского букваря. Летом 1917 г., по командировке Восточно-Сибирского Отделения РГО, он провел экспедиции по изучению шаманства в Цугульской и Шулундинской волостях Читинского уезда Забайкальской области и в Ангинской и Ленской волостях Верхоленского уезда Иркутской области. Хангалов продолжал преподавать в школе, научной деятельностью занимался по ночам.

Матвей Николаевич умер 17 февраля 1918 г. в улусе Бильчир Осинского района Иркутской области.

В связи с 100-летием со дня рождения М. Н. Хангалова в 1958 1960 гг. БКНИИ СО АН СССР было осуществлено издание собрания сочинений ученого в трех томах. Оно являлось академическим изданием. В него были включены опубликованные ранее труды, содержащие богатейшие материалы по древней истории бурят, их хозяйству, быту, культуре и верованиям и также десятки новых рукописных статей и материалов. К 150-летию со дня рождения учёного трёхтомник был переиздан.

М. Н. Хангалов один из первых ученых, кто вышел непосредственно из среды самих бурят, посмотрел на жизнь своего народа как бы изнутри глазами его собственного сына, познакомил читателей русских и европейских с историей и культурой далеких и близких, но одинаково дорогих нам предков. Он по существу впервые открыл миру многие стороны жизни бурят, показал изумительное богатство их устных художественных творений, сохранил от бесследного исчезновения ценнейшие памятники духовной и материальной культуры бурят.

За свою жизнь М. Н. Хангалов собрал колоссальный материал. Он объездил многие районы Иркутской губернии, где проживало бурятское население, побывал и в Забайкалье. Исследования М. Н. Хангалова, записи им народных произведений служат по существу подлинными документами и материалами в работе писателей, ученых, педагогов, студентов, работников культуры»[1].

Его имя носит музей истории Бурятии в городе Улан-Удэ, Усть-Ордынская национальная библиотека и Дом-музей в селе Бильчир Осинского района Усть-Ордынского Бурятского округа.

hangalov. Балаганский сборник Бурятские сказки и поверьяНовые материалы о шаманстве у бурят

Материал предоставлен ОГБУК

«Усть-Ордынская Национальная библиотека им. М. Н. Хангалова»

пос. Усть-Ордынский

 Материалы для скачивания:

М. Н. Хангалов. Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят

М. Н. Хангалов. Материалы для изучения шаманства в Сибири: Шаманство у бурят Иркутской губернии

Бурятские сказки и поверья, собранные М. Н. Хангаловым, О. Н. Затопляевым и др.

М. Н. Хангалов. Собрание сочинений. Том I

М. Н. Хангалов. Собрание сочинений. Том 2

М. Н. Хангалов. Собрание сочинений. Том 3

М. Н. Хангалов. Материалы для изучения шаманства

М. Н. Хангалов. Новые материалы о шаманстве у бурят

М. Н. Хангалов. Сказания бурят, записанные разными собирателями

Известия ВСОРГО. Том 9. М. Н. Хангалов. Зэгэтэ-Аба

 

 

Издания автора:

 

  1. Агапитов Н. Н., Хангалов М. Н. «Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии» Иркутск: 1883 г.
  2. Балаганский сборник : сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят  /  Под ред. Г. Н. Потанина. – Томск : Тип. П. И. Макушина, 1903. – 289 с. – (Отт. из «Тр. ВСОРГО», т.V).
  3. Бурятские сказки и поверья, собранные М. Н. Хангаловым и др. / / Зап. ВСОРГО по этнографии. — Иркутск, 1889.
  4. Девять священных бубнов: Поэзия бурятского шаманства / Пер. А. Преловского; Науч. консультант переводов Р. А.Шерхунаев.– М.: Моск. Парнас, 1999.– 126 с.
  5. Зэгэтэ-аба, облава на зверей у древних бурят. Легенда о прекращении обычая умерщвлять стариков. – Иркутск : Тип. газ. «Сибирь», 1888. – 26 с. – (Отт. из «Изв. ВСОРГО», т. ХIХ, вып. 3).– Изд. на сред. А.Д. Старцева. – Иркутск : Тип. газ. «Вост. обозрение», 1889. – 160 с. – (Отт. из «Зап. ВСОРГО по отд. этногр.», т. I, вып.
  6. Материалы для изучения шаманства в Сибири: Шаманство у бурят Иркутской губернии // Изв. ВСОРГО. – Иркутск, 1882. – Т. ХIII. – С. 36-38; 1883. – Т. ХIV. - №1-2. – С.1-60;
  7. Материалы для изучения шаманства в Сибири: Шаманство у бурят Иркутской губернии. – Иркутск: Типография Н. Н. Синицина, 1883. – 171с. – (Отт. из «Изв. ВСОРГО по этногр.», т. ХIV, вып. 1-2). Соавт.: Н. Н. Агапитов.
  8. Молочное хозяйство у бурят // Изв. ВСОРГО. – Иркутск, 1900. – Т. ХХХI. –  № 1-2. – С. 118-149; Молочное хозяйство у бурят. –  Иркутск, 1900. – 32 с. – (Отт. из «Изв. ВСОРГО», т. ХХХI, №№ 1-2).
  9. Мои предки // Собр.соч.– Т.1.– С. 122–148. Рассказ о предках М. Н. Хангалова.
  10. Национальный танец «хатарха» // Собр. cоч.– Т.1.– C. 281–286.
  11. Национальный праздник у бурят // Изв. ВСОРГО. – Иркутск, 1880. – Т. ХI. – № 3-4.– С. 30-34. [Напеч. без подписи]
  12. Нижнеудинские буряты: Этнографические заметки // Собр. соч.– Т.2.– C. 15–47.
  13. Новые материалы о шаманстве у бурят: высшие существа, онгоны, души умерших шаманов (три таблицы рисунков). – Изд. на сред. А.Д. Старцева. – СПб.: Тип. К.Р. Витковской, 1890. – 150 с. – (Отт. из «Зап. ВСОРГО по отд.этногр.», т. II, вып. 1).
  14. Несколько данных для характеристик быта северных бурят: заметки о внешнем быте в старину // Этнографическое обозрение. – 1891. – Кн. Х. –  № 3. – С.144-165.
  15. О «зэгэтэ» // Природа и люди. – 1880.
  16. Охота. Выделка кожи. Изделия из бересты у нижнеудинских бурят. Родовой состав нижнеудинских бурят.
  17. Предания и поверья унгинских бурят // Зап. ВСОИРГО по этногр. Т. II. Вып. 2: Шаманские поверья инородцев Восточной Сибири. – СПб., 1890. – С. 17-25.
  18. Сказания бурят, записанные разными собирателями/ Примеч. Г. Н. Потанина. – Изд. на сред. хамбо-ламы Д. Г. Гомбоева. –  Иркутск: Тип. К. Р. Витковской, 1890. – 160 с. –  (Отт. из «Зап. ВСОРГО», т. I, вып.2).
  19. Свадебные обряды, обычаи, поверья и предания бурят  Унгинского инородческого ведомства   Балаганского округа // Этнографическое обозрение. – СПб., 1898. – № 1. – С. 38-75.
  20. Улигеры // Собр. соч.– Т.3.– С. 117–290

Собрания сочинений

  1. Собрание сочинений: В 3-х т. / Под ред. Г. Н. Румянцева, подг. к печ. Г. Н. Румянцевым, Б. В. Семичовом и Г. О. Туденовым ; АН СССР. Сиб. отд-ние. БКНИИ. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1958–1961.
  2. Т. 1.– 1958.– 551 c.
  3. Т. 2. – 1959.– 444 c.
  4. Т. 3. – 1961.– 421 c.

О нем

  1. Бутуханов Д.Б. Хангалов Матвей Николаевич (1858-1918) // 50 просветителей Бурятии.
  2. – Улан-Удэ, 1998. – С.22-84.
  3. Залкинд Е. М. М. Н. Хангалов. – Улан-Удэ : Бурят.-Монг. гос. изд-во, 1945. – 63 с.
  4. Исследования Агапитова и Хангалова // Семенов П.П. История полувековой деятельности Русского географического общества, 1845-1895. Ч. III. Отд. IV (1871-1885). – СПб., 1896. – С.629-630.
  5. Тулохонов М. М.Н. Хангалов // Бурятский фольклор: тр. БИОН: вып. 8: сер. филологическая / АН СССР СО БФ. – Улан-Удэ, 1968. – С.3-40.
  6. Турунов А. Н.  Памяти Сибирского этнографа // Красный Бурят-Монгол. – 1929. –  №4.
  7. Хангалов Матвей Николаевич // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1978. – Т.28. – Ст. 184.
  8. Чимитдоржиев Ш. Б. М. Н. Хангалов // Чимитдоржиев Ш. Б. Российские монголоведы (XVIII – нач. XX вв.) / РАН СО БНЦ ИОН. – Улан-Удэ, 1997. – С. 96-99.
  9. Шерхунаев Р. А. Выдающийся деятель бурятской культуры (М. Н. Хангалов) // Шерхунаев Р. А. У истоков мудрости народной / Бур. культ. ц-р Ирк. обл., Усть- Орд. окр. ин-т повыш. кв. раб. обр. – Иркутск, – С. 12-3
  10. Хамаганов М. П. М. Н. Хангалов как этнограф-фольклорист (1858—1918) // Сов. этнография. 1959. № 5. С. 98—108.
  11. Хамируева Л. Т. Хангалов Матвей Николаевич // Календарь знаменательных и памятных дат по Усть-Ордынскому Бурятскому округу на 2018 год. – 2017
План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика