Макаренко Алексей Алексеевич

(05. (24) 07.1860 – 1942)

 Направление деятельности: традиционные народные праздники, календарные обряды, обряды жизненного цикла человека.

 Область исследования: Енисейская губерния, Нижнеудинский и Киренский уезды Иркутской губернии, Амурская область, Крайний Север.

 Алексей Алексеевич Макаренко - фольклорист, этнограф, сотрудник Российского этнографического музея (1902-1942 гг.), исследователь сибирского крестьянства, жизни тунгусов. Тематика его трудов объединяет вопросы хозяйства, быта, верований, праздников, обрядов, врачевания, фольклора русского земледельческого населения, положения приисковых рабочих.

 

Алексей Макаренко родился в семье полкового чиновника в Харькове. Был седьмым ребенком, матери лишился в полгода. С ранних лет зарабатывал на жизнь. «Тем не менее, положение юного А. А. Макаренко в какой-то момент изменилось, и он получил возможность учиться в Харьковском реальном училище, которое, впрочем, как уже было сказано, не закончил. У А. А. Макаренко, внесшего не просто заметный, а исключительный вклад в изучение традиционной культуры русского населения Сибири, подчеркнем, не было не только высшего, но даже среднего образования»[1].

В 1880-х он примыкает к народническим революционным кружкам. Здесь формировался пролетариат, который искал пути просвещения народа.  

С 1881 года Алексей Макаренко пропагандировал  революционные идеи.

В 1883 году Алексей Алексеевич занимался в кружке саморазвития, которым руководил старший брат Ивана Бунина, кандидат прав Юлий Алексеевич Бунин[2].

 В 1885 году, находясь в Кременчугском уезде Полтавской губернии, с интересом наблюдал за тем, как парубки с зажженными шестами переходили из хутора в хутор навестить коханок. Наблюдательность и живой интерес вскоре сделают из революционера Алексея Макаренко этнографа Алексея Макаренко. В этом же году за хранение запрещенной литературы  его арестовали и приговорили к административной высылке в Восточную Сибирь.

В 1886 г. Макаренко определили на поселение в с. Ужурское Ачинского округа Енисейской губернии. Здесь произошло его первое знакомство с культурой местных народов. Вместе с другими ссыльными он организовал неофициальную школу, где обучал и крестьян, и их детей.

С 1894 по 1897 г. отбывал ссылку в селе Казачинское Енисейской губернии. Изучая красильный промысел, он написал статью и впервые опубликовал её. Это был иркутский журнал «Живая старина». Начинающий этнограф подробно описал технологию крашенья, список растений и заговоры, сопровождающие действо. Через пять лет, находясь в Петербурге, он составит программу по изучению ремесла. В Казачинском была завершена  статья «Материалы по народной медицине». Не чужды исследователю были темы по фольклору: в РО ИРЛИ сохранился черновой вариант исследования материалов о свадьбе летом 1895 г. в селе Казачинское. Здесь он записал 29 сказок. Они были опубликованы в 1902 году Г. Н. Потаниным в «Записках Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества»[3]. Информанта, крестьянина-поэта Александра Никифоровича Казанцева в статье «Сибирские песенные старины» он называл своим другом.

Алексей Алексеевич в Енисейском уезде работал конторщиком на предприятии Министерства путей сообщений, изучавшем проходимость порогов на Ангаре. Плавал по Енисею и Ангаре на судах «Ангарской казенной флотилии». Впоследствии выйдет исследование «Промысел красной рыбы на Ангаре» в 1902 г. Как отмечает Т. Г. Иванова: «Макаренко  превратился в этнографа, причем этнографа высокого класса»[4]. В 1896 в отчете Минусинского музея есть запись: «Группе русской этнографии, до сих пор существовавшей в виде случайного собрания некоторых коллекций и отдельных предметов, положено основание коллекции старинных крестьянских костюмов, подбираемой в Ачинском округе сотрудником музея А. А. Макаренко»[5].

После освобождения в 1899 году он едет в Санкт-Петербург, где при поддержке учёного Д. А. Клеменца, также отбывавшего сибирскую ссылку в 1980-е годы, устраивается на работу в этнографический отдел Русского музея. В составе этнографических экспедиций музея в 1904, 1906, 1913 и 1923 гг. он обследовал Сибирь и Дальний Восток. Тематика его трудов достаточно широка и включает вопросы хозяйства, быта, верований, обрядов, фольклора.

Материал по народной медицине и о красильном искусстве у русских сибиряков был удостоен Малой Золотой медали Русского географического общества. Через 20 лет он послужит ориентиром для Г. С. Виноградова в описании самоврачевания в Тулуновской волости.

К сибирскому периоду относится статья «Почитание огня у крестьян-сибиряков Енисейской губернии», 1897 г.

В 1900-1910-е годы деятельность ученого связана с РГО и Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III.

В 1901 году вышла статья «Новогодняя ворожба по деревням в Енисейской губернии» по материалам, собранным в Ачинском и Енисейском уездах.

Песенный фольклор будет записан в 1904 году в этих уездах. Исследователь заметит проблему классификации песен, отметит, что песенная культура сибиряков полностью восходит к песням европейской России, но имеет свои свойства. Макаренко писал: «В мои планы не входил специальный сбор песен; находясь в ссылке, я заучивал содержание и напевы песен исключительно для себя»[6]. Но у исследователя записаны песни. «Сибирские песенные старины» содержит 76 песен.

В 1904 году, наконец, Алексей Алексеевич  собрал материал по свадебному обряду в с. Тушома Карапчанской волости Киренского уезда Иркутской губернии [РО ИРЛИ, р. V, колл. 119, п. 21, № 13–15].

В 1904-1906 гг. этнограф пополнил коллекции Русского музея предметами свадебных обрядов; лукошка-коробья приданого невесты, плеть дружки, девью красоту, чучело свадебного гуся, в том числе и из с. Казачинское. Исполняя поручение Этнографического отдела, Алексей Алексеевич приобрёл для него 700 экспонатов, старинные одежды и украшения русской народности, головные уборы, деревянную посуду.

В 1912 году этнограф собирает волшебные сказки на правом берегу Ангары в с. Кежма Енисейского уезда и сказочника Ефима Максимовича Кокорина. Его сказки М. К. Азадовский включит в сборник «Русская сказка: Избранные мастера» [Азадовский 1932. Т. 1, с. 215–237]. Макаренко записал много былин.

 «Сибирский народный календарь Енисейской губернии» (1913) –ценнейший труд. Научные исследования по календарю Алексей Алексеевич проводил в экспедициях в Енисейскую и Иркутскую губернии по поручениям Императорского Русского географического общества, Этнографического отдела Русского Музея Императора Александра III и бывшего Министерства Земледелия и Государственных имуществ.

Область исследования: Енисейская губерния, Нижнеудинский и Киренский уезды Иркутской губернии.

Сибирь тех лет была скудна на издания и этнографов, описания сибирских народных праздников частично были упомянуты в разных изданиях, но Алексей Макаренко отмечает, что нет полной монографии, раскрывающей происхождение сибирских праздников, преданных забвению. Поэтому, как сказал сам этнограф: «… назрела потребность перебросить мосты между народным календарем Сибири и его родоначальником – календарем русского народа европейской России. Я задался целью составить подобную монографию о сибирских праздниках и прочих календарных днях. Моя работа, однако же, должна явиться одной из подготовительных работ для будущего объединяющего труда о русском народном календаре всей Сибири»[7].

Макаренко с эвенком

Этнограф отмечал, что праздничный календарь русского рабочего сведен к минимуму, очень бедно жили люди, не могли себе позволить выходные праздничные дни. Бюрократия и состоятельные люди пользовались большим числом праздников, чем служащие и рабочие.

Интересны способы устного исчисления сибиряками календарных дней, ведь многие были неграмотными. Кроме церковных праздников и полупраздников отмечали дни святых. Макаренко отмечает, что сибирский простонародный календарь, подобно общерусскому, становится этнографически отличимым, в них уже сказываются местные обычаи. Народные праздники, дополненные христианским праздничным уставом византийской церкви, были утилизированы, дополнены советской властью.

А. Макаренко делает описание местности, географическое расположение населенных пунктов, природные богатства, описывает проживающие народы, быт, род занятий, отмечал взаимовлияние культур. Пребывая в изоляции среди тайги на натуральном хозяйстве, охоте и рыболовстве, в тесном соседстве с инородцами, сельское хозяйство отмечает как отсталое, нравы архаичные, духовная жизнь на низкой ступени развития, школьное развитие слабое, сибиряки очень суеверны. Он называет их «ангарцами», а они себя – «русскими».

Отличия календаря коренного сибирско-русского крестьянства от церковно-гражданского в устной форме бытования. Крестьяне не знают месяца и числа, одни считают количество дней после высокоса, другие от Петрова дня, зная на память количество дней между праздниками. Получалась разница в порядке исчисления праздников между печатным церковным календарем и устным сибирским.

Раздел книги «Месяцеслов» подтверждает в сибирском народном календаре ряд «этнографических надстроек».  «Разбивка календарных дней и недель по этому плану дает две основные группы, в какие они напрашиваются сами собой по общим и частным признакам. К одной относятся общерусские и сибирские праздники, обязательные по церковному установлению или местным обычаям крестьян Енисейской губернии. Во вторую входят многочисленные  обыкновенные будни. Между основными группами промежуточное место занимают полупраздники»[8].

Все отмечают выдающиеся сибирские праздники, сибирские съезжие праздники, праздники местные, по церковному уставу, полупраздники, съезжие с кануном, с отмененным кануном, дни с варкой пива, варкой крашеных яиц, с крестными ходами, дни с  суевериями, с ворожбою, с песнями, с народной медициной,  Существовали «бабьи», «промышлённых» людей праздники, связанные с народной медициной, ветеринарией, суевериями, с сельскохозяйственными приметами, к промыслам, с ярмарками, бабьи дни, молодежные, посты и межговенье, заговенье и разговенье, дни с политическим значением, дни в числах, не в числах, по временам года.

Выдающиеся сибирские праздники: Иннокентия Иркутского (26 ноября), Дмитрия Солунского (26 октября) как исторический день завоевания Сибири.

Табельные дни не признают в Сибири и работают. В разных населенных пунктах, как отмечает Алексей Алексеевич, отмечают дни разных святых, почему-то почитаемых деревней.

Полупраздники – дни, которые отмечают не все.

В «Месяцеслове» присутствует описание праздников, порядок проведения, описание действ, игр, примет, с описанием действий и сравнением, как делали в других губерниях и ранее.

Январь

1 января – Новый год, он же Васильев день.

5 января – Сочельник крешшенский, «канун Крешшенья» или «Великий Сочельник»

6 января – Крешшенска пятница, Крешшенье или Богоявление.

7 января – Иван Хреститель (Иванов день)

18 января – Афонасей (не праздник)

24 января – Аксинья полузимница (не праздник, день перелома зимы).

30 января – Трех Святителей. Праздник по церковному календарю.

Февраль

2 февраля – Сретеньё или Устретеньё (большой праздник, чтиться бабами)

3 февраля – Анна Стретенска (покровительница замужних женщин)

11 февраля – Влас или Васса (покровитель домашнего скота, не празднуется)

19 февраля – Святым мошшам перенесеньё (Св. Иннокентия)

24 февраля – Иванов день

28 февраля – Василий каплюжник

29 февраля – Касьяна

Март

1 марта – Евдакеи или Авдотьи калюжницы

9 марта – Сорока Святых или Сорок Мучильников (праздник баб)

17 марта – Алексея теплова или Алексея Божьяво человека (полупраздник)

25 марта – Благовешшеньё (большой праздник)

26 марта – Гаврила благовестил

Апрель

1 апреля – Марьи гов… о-пролубницы

16 апреля – Арина урви-берега

23 апреля – Егорей вёшной или победоносной (почитаемый святой)

Май

1 мая – Еремей запрягальник

2 мая – Бориса – Глеба

5 мая – Арина разсадница

8 мая – Иван Богослов

9 мая – Никола вёшной или Микола вёшной

14 мая – Сидоры огурешники

21 мая – Матери Елены и царя Константина

Июнь

12 июня – Всех Святых (полупраздник)

13 июня – Акулина задери-хвосты (рабочий день)

23 июня – Аграфена купальница, Владимирска Божа Мать

24 июня – Иван купальник

24 июня – Прохора и Предтечи

24 июня – Рожесво Претечи

29-30 июня – Петров день или Петры-Павлы

Июль

8 июля – Прокопей или Прокопьев день, день Казанской Божжей Матери

15 июля – Кирики-Улиты (полупраздник, середка лета)

19 июля – Серафима (новый церковный праздник)

20 июля – Илья Грозной или Ильин день (страшный праздник)

21 июля – Семенов день (щука на блесну)

22 июля – Мареи-Магдалины (бабий)

24 июля – Бриса и Глеба (полупраздник)

Август

1 августа – Первой Спас (празднуется повсеместно)

1 августа – Соломониды (детский)

6 августа – Средней Спас, он же второй Спас или Пребраженьё Восподне

15 августа – Успленьё, Воспожин день (большой праздник)

16 августа – Третей Спас, День Нерукотвореннова Образа

18 августа – Флоры и Лавры

29 августа – Ивана поснова

Сентябрь

1 сентября – Семенов день

8 сентября – Богородичин день, Рожесво Богородицы

9 сентября – Акима-Анны (бабий)

14 сентября – Здвиженьё (всеобщий)

20 сентября – Михайло чудо (завершение лова красной рыбы)

26 сентября – Иван Богослов, Иванов день (полупраздник)

Октябрь

1 октября – Покров (всеобщий)

14 октября – Парасковея Мучильница

22 октября – Казанска Богомать (большой праздник)

28 октября – Парасковея Пятница (праздник баб и девок)

Ноябрь

1 ноября – Кузьмы – Демьяны

8 ноября – Михайлов день (повсеместно)

13 ноября – Иван Златоуст (полупраздник)

14 ноября – Филиппов день (будни)

21 ноября – Веденьё (общий баб и молодежи)

23 ноября – Митрофана (сьежжой)

24 ноября – Катерина Мучильница (бабий)

26 ноября – Инокентея Иркуцкава Святятителя (сибирский народный праздник)

30 ноября – Андрея (не празднуется, молодежный)

Декабрь

4 декабря – Варвара Мучельница (почитается беременными)

6 декабря – Никола зимней (всеобщий)

7 декабря – Абросимы (отца св. чудотворца, ангарский праздник)

9 декабря – Анны – зачатие (бабий для бездетных)

12 декабря – Спиридона-солнцеворота

24 декабря – Сочельник рождественский

25-27 декабря – Рожесво, Рожесво Христово, Святки (престольные)[9]

Календарные дни и недели «не в числах» – это «переходные» дни церковно-гражданского календаря. Макаренко дает описание этого способа. Сибиряки их отсчитывали по дням, что «числа доржат». Подобным образом высчитывали Масленицу, посты и мясоеды.

 В 1907—1908 годах этнограф А. А. Макаренко предпринял экспедиции по реке Подкаменной Тунгуске (Катанге).

Собранные им этнографические материалы насчитывают около 800 экспонатов: полный комплекс шаманского чума, обрядовая охотничья одежда сымских эвенков, орудия охоты, принадлежности кузнечества, детские игрушки эвенков-орочонов Забайкалья.

В 1923 году, благодаря средствам Главнауки, состоялась первая экспедиция в Бурятию, Забайкалье и Иркутскую область под руководством С. И. Руденко. Приобрели большую коллекцию по культуре бурят.

В 1926 г. Русское географическое общество в знак уважения к трудам А. А. Макаренко в области этнографии присудило ему Большую Золотую медаль  [РО ИРЛИ, р. V, кол. 119, п. 5, № 18, л. 1]. Самая крупная работа Макаренко – «Сибирский народный календарь Енисейской губернии» (1913) – была премирована Русским географическим обществом, Академией наук и Томским университетом.

После Октябрьской революции Макаренко состоял членом Комиссии по изучению племенного состава России, созданной при Академии наук, в 1927—1928 гг. избирался депутатом Ленсовета. А. А. Макаренко до конца вёл научную работу в Государственном музее этнографии в Ленинграде.

Умер этнограф в блокадном Ленинграде в июле 1942 г.

 Сибирский народный календарь Сиб нар календ Промысел красной рыбы на Ангаре

Издания автора:

 

  1. Макаренко, А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. – Санкт-Петербург, 1913
  2. Макаренко, А. А. Канун по сибирском селениям : (Восточная Сибирь. Енисейская губерния) / А. А. Макаренко. – СПб. : Тип. М-ва путей сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко), 1908 – 19 с.

3.  Макаренко, А. А. Промысел красной рыбы на р. Ангаре / А. А. Макаренко ; МЗ и ГИ Деп.земледелия. – СПб. : Тип. «Т-ва художеств. печ.», 1902 – [4], 56 с., 12 л. ил., карт.

4.   

5.   

6.   

7.   

8.   

9.   

             

Статьи автора

      1. Макаренко 1908 — Макаренко А. А. Вымирание сибирских инородцев // Речь. 1908. 4 (17) янв., № 3. С. 5.

  1. Макаренко 1908 — Макаренко А. А. Гибель инородцев в северной Сибири // Сибирские вопросы. СПб., 1908. № 25. С. 34–41.
  2. Макаренко 1912 — Макаренко А. А. Две сказки русского населения Енисейской губернии // Живая старина. 1912. Вып. 2/4. С. 351–386.
  3. Макаренко 1924а — Макаренко А. А. Инструкция для собирания материалов по народной медицине // Летняя школа. Л., 1924. Вып. 2. С. 55–57.
  4. Макаренко 1907 — Макаренко А. А. Канун по сибирским селениям (Восточная Сибирь. Енисейская губерния) // Живая старина. 1907. Вып. 4. С. 181–199.
  5. Макаренко 1914 — Макаренко А. А. Литература по вопросу о народной медицине // Сборник инструкций и программ для участников экскурсий в Сибирь. 2-е изд. / О-во изучение Сибири и улучшения ее быта. СПб., 1914. С. 199–202.
  6. Макаренко 1897 — Макаренко А. А. Материалы по народной медицине Ужурской волости Качинского округа Енисейской губ. С приложением Сборника народно-медицинских средств той же волости // Живая старина. 1897. Вып. 1. С. 57–100; Вып. 2. С. 230–246; Вып. 3/4. С. 381–439; Отд. отт. СПб., 1897.
  7. Макаренко 1901 — Макаренко А. А. Новогодняя ворожба по деревням
  8. Енисейской губернии // Живая старина. 1901. Вып. 3/4. С. 122–126.
  9. Макаренко 1895 — Макаренко А. А. О красильном искусстве у русских Енисейской губ. // Живая старина. 1895. Вып. 3 / 4. С. 349–356.
  10. Макаренко 1901 — Макаренко А. А. Опыт программы для собирания сведений о красильном искусстве среди крестьян // Живая старина. 1901. Вып. 1. С. 108–111.
  11. Макаренко 1908 — Макаренко А. А. Отчего вымирают наши северные инородцы // Речь. 1908. 6 (19) янв., № 5. С. 5.
  12. Макаренко 1897 — Макаренко А. А. Почитание огня у крестьян-сибиряков Енисейской губернии // Живая старина. 1897. Вып. 2. С. 247–253.
  13. Макаренко 1924б — Макаренко А. А. Программа для собирания сведений о «народном крашенье» и его организации // Летняя школа. Л., 1924. Вып. 2. С. 40–43.
  14. Макаренко 1907 — Макаренко А. А. Сибирские песенные старины // Живая старина. 1907. Вып. 1, отд. 1. С. 1–20; Вып. 2, отд. 2. С. 25–44; Вып. 3, отд. 2. С. 55–69; Вып. 4, отд. 2. С. 88–95; То же. Отд. изд. СПб., 1907.
  15. Макаренко 1902 — Сказки, собранные А. А. Макаренко в Казачинской волости Енисейского уезда Енисейской губернии // Зап. Краснояр. Подотдела Восточно-Сибирского отдела имп. Рус. геогр. о-ва. По этнографии. 1902. Т. 1,вып. 1. С. 13–48.
  16. Макаренко 1887 — Макаренко А. А. Тайны сибирской деревни (Из путевых записок) // Восточное обозрение. 1887. 2 апр., № 13/14. С. 16–17.
  17. Макаренко 1905 — Макаренко А. А. Эксплуатация тунгусов на реке Катанге // Рассвет. 1905. 29 июня (12 июля), № 107. С. 5–6.

О нем:

  1. Азадовский 1928 — Азадовский М. К. А. А. Макаренко. К сорокалетию научно-общественной деятельности. 1887-1927 // Сибирская живая старина.

Иркутск, 1928. Вып. 7. С. 101–112.

  1. Богданов 1914а — А. А. Макаренко. Сибирский народный календарь
[Рец.] // Русские ведомости. 1914. 12 марта, № 59. С. 7. — Авт.: В. Богданов.

Богданов 1914б — Богданов В. [ Рец. н а к н.: Макаренко А. А. Сибирский народный календарь. СПб., 1913] // Этнографическое обозрение. 1914. № 1/2. С. 213–215.

  1. Т. Г. Иванова. Алексей Алексеевич Макаренко – революционер, этнограф, фольклорист // Неизвестные страницы русской фольклористики. / Отв. ред. чл.-корр. РАН А. Л. Топорков. – М.: Индрик, 2015.

 

Архивы РЭМ:

  1. Дневник путевой А. Макаренко периода второй экспедиции на р. Катангу летом 1908 года. Архив РЭМ. Ф. 6, оп. 1., д. 141-143
  2. Материалы по истории шаманства у эвенков, собранные А. Макаренко в экспедиции 1907-1908 гг., часть II. Архив РЭМ. Ф. 6, оп. 1, д. 122
  3. Описание шаманского чума. Архив РЭМ. Ф. 6, оп.1, д.132a
  4. Дневник путевой А. Макаренко… Архив РЭМ. Ф. 6, оп. 1, д. 141-143
  5. Переписка и отчеты члена РГО А. А. Макаренко по русской и тунгусской этнографии в Восточной Сибири. 1908-1912 гг. Архив РЭМ. Ф. 1, оп. 2, д. 387
  6. А. А. Макаренко, Введение к шаманству северных тунгусов (эвенков). Архив РЭМ. Ф. 6, оп. 1, д. 131

 

[1] Т. Г. Иванова. Алексей Алексеевич Макаренко – революционер, этнограф, фольклорист // Неизвестные страницы русской фольклористики. / Отв. ред. чл.-корр. РАН А. Л. Топорков. – М.: Индрик, 2015. – 247

[2] Там же. С. 249

[3]  Там же. С. 259

[4] Там же. С. 254

[5] Там же. С. 255

[6] Там же. С. 262

[7] Макаренко, А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. - Санкт-Петербург, 1913 С. 5

[8] Там же. С. 179-181

[9] Там же. С. 39 -137

Материал подготовила Наталья Разумная

План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика