Жители Иркутской области называют себя сибиряками независимо от национальности, но есть ещё старожилы, чалдоны, бурундуки, скобари, переселенцы.  Откуда пошли эти этнонимы, и что они значат? Иногда жители одной деревни дают прозвища жителям другой, желая подчеркнуть какую-то особенность. Например, в селе Чечуйск  Киренского района Иркутской области, некоторых ребятишек называли «чечуйские зауголыши». Почему? Ответ на этот вопрос в новых выпусках проекта «Так жили…»

В питании современных  детей сегодня присутствуют различные сладости – от карамелек до шоколадок и от пирожных до тортов. А раньше ребятишки подслащали свою жизнь, например, клубнями саранок (лилии кудреватой) или  «сосновым соком», который  добывали интересным способом. А ещё к празднику хозяйки готовили мороженое или крем – это  десерт из взбитой с черемуховой мукой сметаны, замороженной в формочках. О блюдах, которые мы сегодня не подаём к столу, очередной материал в рамках проекта «Так жили…»

Когда охота была не ради трофеев и забавы, а способом выживания, к ней грамотно и  тщательно готовились. Шили не только специальную тёплую одежду, но и выбирали охотничью собаку – верного,  смелого друга, который и медведя не испугается, и лося учуять сможет. Чаще всего – это были лайки: длинногие, чтобы ходить в глубоком снегу, и выносливые. Настоящий охотник-промысловик в Иркутской области знал, как из целого помёта выбрать себе единственного отличного напарника. И с 8 месяцев испытывал его  в суровых условиях на охоте. О секретах старожилов промысловиков, умной собаке Торбе и  одежде охотника и рыбака – очередные  материалы в рамках совместного проекта с радио «МАЯК» в Иркутске.

В бурятской традиции есть обычай дарить младенцам носки. Их приносили бабушки, которые могли быть не только родственницами, но и соседками или жительницами деревни. А вот преподносить новорождённым детям в подарок шапочки было запрещено. «Шапка росту ребёнку не даёт», - говорили старожилы. А ещё рассказали этнографу Лидии Мельниковой, в чём смысл носков без пяток, как делали костяной крючок и зачем шерсть бросали в реку. Об уникальной технике вязания «по-бурятски» следующая программа проекта «Так жили…»

Сегодня мы следим за модой и стараемся покупать качественные средства по уходу за телом. А почти век назад наши предки имели всего одну рубаху, которую назвали «перемываха», и мылись щёлоком, сделанным из берёзовой золы. Эти сведения положены в основу нового этнографического сборника, выпущенного Иркутским областным Домом народного творчества.  Он называется «Традиционная культура русских старожилов Усть-илимского района». Автором сборника является ведущий специалист по фольклору ГБУК «ИОДНТ» Лидия Мельникова. Об интересных фактах, зафиксированных в сборнике, она рассказывает в новом выпуске «Так жили…»

План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика