«Звёздочка» — простой однофигурный танец, имеющий парное строение. В различных источниках танец классифицируется как «старинный народный хоровод», «фигура кадрили», «групповая народная пляска» и «современная народная пляска». Бытовал как самостоятельный танец, как одна из составных фигур групповой пляски, кадрили, в малых формах – «четвёрах», «шестёрах», «восьмёрах». Свое название танец «Звёздочка» получил по особенности соединения рук в центре круга.
Номер и дата присвоения реестровой записи объекта: № 0003 от 19.11.2024 г.
Вид объекта
Формы традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, инструментального, хореографического).
Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Русские
Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Русский язык
Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния (при наличии)
Нет
Наименование места (мест) бытования объекта
Восточная Сибирь
Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта
с. Орлинга, Усть-Кутского района; с.Укар, Нижнеудинского района Иркутской области
Географические координаты места (мест) бытования объекта
56° 02′41″ с. ш. 105° 51′28″ в. д.; 55 03′42″ с. ш. 99°15′58″ в. д.
Краткое описание объекта
«Звездочка» — простой однофигурный танец, имеющий парное строение. В различных источниках танец классифицируется как «старинный народный хоровод» [1], «фигура кадрили» [2], «групповая народная пляска» и «современная народная пляска» [3]. Бытовал как самостоятельный танец, как одна из составных фигур групповой пляски, кадрили, в малых формах – «четверах», «шестерах», «восьмерах». Танец мог исполняться различным числом участников, ему присуща организованность. Исполнялась не только парнями и девушками, но и мужчинами и женщинами среднего возраста, в редких случаях – пожилыми [4].
Свое название танец «Звездочка» получил по особенности соединения рук в центре круга.
|
Подробное описание объекта Обозначение «Звездочки» в графическом рисунке:
Фольклорный танец «Звездочка» с. Орлинга, Усть-Кутского района
Описание танца
Фольклорный танец «Звездочка с.Укар, Нижнеудинского района
Описание танца
Сравнительные характеристики танцев, записанных в с. Укар и с. Орлинга
Сравнивая танцы, зафиксированные на равном удалении от русла реки Ангары в с. Укар и с. Орлинга, можно увидеть, что в основополагающий своей части (набор фигур, количество участников) танцы идентичны. Имеют отличия в составе шагов положении рук и корпуса, что является импровизационной частью любого фольклорного танца. «Так как характерной чертой русской хореографической традиции является импровизация, то народные плясуны каждый раз исполняют танцы по-разному, меняя мизансцены. Каждый пляшущий имеет свою неповторимую манеру и свой индивидуальный набор движений. Импровизационность создает множество вариантов» [5]. По мнению С.И Пушкиной в более поздних вариантах танцы могли исполняться под любой наигрыш или частую песню. Самые распространённые плясовые наигрыши, бытовавшие в районах Приангарья — это «Подгорная», «Барыня» и «Сербияночка» («Иркутяночка»), исполнявшиеся под гармонь или балалайку. Под эти наигрыши пелись четырёхстрочные припевки-частушки в быстром темпе на различные темы [6]. В ходе изучения традиции исполнения групповой пляски «Звездочка» фигура танца «Звездочка» была обнаружена в хореографической культуре северных регионов России и Красноярском крае. Вариант исполнения фигуры «Звёздочка» был зафиксирован в групповых плясках и кадрилях северных регионов России еще в 20 годы XX века. Большинство образцов хореографического фольклора этого региона зафиксировано на аудио, видео плёнку в середине ХХ веке, но возраст их гораздо старше [7]. В Архангельской области «Звездочка» является фигурой групповых плясок и носит название «круг» или «колесо» [8]. Сами групповые пляски получили название от основного рисунка танца и названия песни, под которую они исполнялись. Пока не появилась в деревнях гармонь, плясали под плясовые песни. Позже, наигрыш на гармони под каждую фигуру точно соответствовал плясовой песне, которую исполняли до появления гармони («Светит месяц», «Яблочко», «Коробочка», «Ах, вы сени»). Ко времени фиксации групповые пляски, в которых использовалась фигура «Звездочка», исполнялись под популярные в народе песни и плясовые мелодии, под различные припевки, страдания, частушки [9]. Пляски и кадрили Архангельской области, в которые включена фигура «колесо» («Звездочка»): «Чижик» [10], исполняется под песню «Чижик-пыжик, где ты был» «Пороша» [11], исполняется под песню «Не нападывай пороша» «Восьмера» [12], основная фигура построения танца – «Восьмера» Рассмотрим описание фигуры «колесо» («Звездочка») в Архангельской «Восьмере» [13]: 1–2-й такты Юноши на первую фразу куплета идут к центру сцены и, встретившись, притопывают правой ногой. На счет «два» второго такта они, соединив правые руки, образуют «колесо» («Звездочку». Девушки стоят на месте. 3–4-й такты На вторую фразу тринадцатого куплета юноши подходят к чужим партнершам, двигаясь по ходу часовой стрелки. 1-й юноша подходит ко 2-й девушке и т. д. 5–12-й такты Все пары кружатся на месте по ходу часовой стрелки. В конце 12-го такта девушки и юноши разъединяют руки. 13–16-й такты Юноши идут к центру, притопывают и переходят к девушкам следующих пар на первую и вторую фразы четырнадцатого куплета. При исполнении фигуры партнеры соединяются и правыми, и левыми руками. В построении колесом можно двигаться простым переменным шагами, дробной дорожкой и другими движениями» [14]. В многофигурных групповых плясках и кадрилях Вологодской области так же распространена фигура «Звездочка», в некоторых районах ее называют «звезда». Название танцев в этом районе отражают их места бытования. Некоторые пляски и кадрили Вологодской области, включающие фигуру «звезда» («Звездочка»): «Сиземская шестера» [15] (с. Сизьма Шекнинский район, запись 2006 г.) «Волокославинская кадриль» [16] (с. Волокославино, Кирилловский район, запись 2000 г.) «Устюгская восьмерка» [17] (Великоустюгский район Вологодской области) «Покровская кадриль» [18] (Покровский с/с Великорусского района Вологодской области) «Шабаногорский ленчик» [19] (д. Шабанова Гора, Череповецкий район, запись 2000 г.) По воспоминаниям информантов, в северо-западных районах Вологодской области танец «Ленчик» был самой популярной круговой пляской и в каждой деревне бытовал свой вариант. Есть упоминания, что играла «Ленчик» в основном молодежь (слово «плясали» употребляли для обозначения сольной пляски). В некоторых районах Вологодской области «Ленчик» был элементом свадебного обряда [20]. Рассмотрим описание фигуры «Звездочка» на примере «Шабаногорского ленчика» [21]. Командир: «Звёздочка!». (Вариант: «Девочки, в серединочку. Составить звёздочку!») Девушки выходят на середину, берутся правыми руками, образуя фигуру «Звездочка». Движутся по кругу. Подойдя к своей паре, кружатся под правой рукой парня. Затем девушки снова выходят на середину, образуя «звездочку», пройдя круг, кружатся со следующим парнем. И так далее, пока не пройдут всех парней. Если в кадрили участвует большое количество пар, тогда образуются две «звездочки». Командир: «Девушки, отставить! Ребята лучше!». Аналогично «Звёздочку» делают парни. Кружатся по очереди со всеми девушками полным обхватом. Описание фигуры «Звездочка» в Астраханской «Восьмере» и «Шабанагорском ленчеке» полностью совпадают. Аналогичная схема танца и в остальных групповых плясках и кадрилях, приведенных выше. Танец, с похожими фигурами был зафиксирован на территории Красноярского края в селениях, расположенных по руслу Енисея. В с. Шалинское Манского района Красноярского края был записан танец «Лентяя» (лансье, ланцо, ланчик и т.д.) [22], где одной из фигур танца была «Звездочка». Фигура исполнялась под «Сербияночку» («Иркутяночку»). Описание фигуры: Все парни выходят в центр круга и выстраивают звёздочку, соединив левые руки, двигаются против часовой стрелки. Дойдя до противоположных партнёрш, кружатся с ними как в вальсе. Далее возвращаются в центр круга, звёздочкой продолжают движение до своих партнёрш и в завершении кружатся с ними. Тот же танцевальный рисунок повторяют девушки. Сравнивая фигуру «Звездочка» в групповой пляске «Лентяя» Манского района Красноярского края с исполнением фигур «колесо», «звезда» северных регионов России, видно, что в исполнительской части эти танцы идентичны. Можно сделать вывод, что фольклорный танец «Звездочка» был завезен на территорию Красноярского края переселенцами из северных районов европейской части России: Архангельской, Вологодской. Из исследований видно, что к середине XX века танец «Звездочка» имеет широкий ареал распространения, главным образом, в селениях по течению рек Ангары, Лены и Илима. Мы видим совпадения в исполнении фигуры танца «Звездочка» в поселениях, расположенных рядом с руслом этих рек. Из чего можно предположить путь миграции танца на территорию Иркутской губернии. Распространение танца происходило из Северных регионов России по руслу Енисея, затем часть жителей пришла на Ангару. Сначала они основывали поселения на нижней Ангаре, затем продвигались до верховий и селились по рекам Ангарского бассейна. Историческая ценность объекта состоит в том, что в Иркутской области групповая пляска «Звездочка» сформировалась как самостоятельный танец. Эраст Филиппов считает, что танец «Звездочка» может быть «старинным народным хороводом» [23], сохранившимся вдоль течения реки Ангары. «Именно здесь живет коренное население .Иркутской области, то есть большинство из первых переселенцев в Иркутскую область, и именно эти места в более позднее время подвергались меньше всего влиянию со стороны» [24], в отличии от большинства районов Красноярского края, где к середине XX века, широкое распространение получают бытовые танцы [25] (краковяк, коробочка, светит месяц, подеспань, полька и др.) и поздние групповые пляски, которые вобрали в себя многие фигуры хороводов, фрагменты одиночных, парных плясок и перепляса [26]. «Звездочку» можно отнести к «малым» хороводам – это особый вид фольклорного танца, сложившийся на территории Приангарья под влиянием нескольких объективных причин:
«Простые шаги» в танце делаются тяжело, с каблука на носок, на всю ступню, с чуть присогнутыми коленями, прыжки отсутствуют. Такому исполнению способствовала тяжелая одежда, валяная обувь. Украшением в танце служат «оттопы» и дробные движения, в которых прослеживаются элементы импровизации. Оригинальны и характерны в пляске положения рук: «Полечка», «Звездочка», «Крендель», «Калачики» и др.). При каждом положении рук исполнители стоят вполоборота друг к другу с откинутым корпусом. Головы повернуты друг к другу. Такое положение рук, корпуса, головы является одной из основных черт сибирского танца. Танцы Иркутской области развивались в процессе исторического развития региона, они являются результатом национально-культурных, климатических и исторических особенностей, благодаря которым заимствованные танцевальные формы законсервировались в архаическом состоянии, что наиболее наглядно бытование танца «Звездочка». Культурная ценность объекта состоит в том, что танец «Звездочка» выступает как средство массового общения людей. Главным выразительным средством является здесь пластика тела. «Звездочка» в народных традициях – это явление несколько большее, чем просто пляска, его можно рассматривать, как один из механизмов регуляции поведения людей. В пляске роль и функции воспитательного фактора выполняет умение ладить с партнером, подстраиваться друг под друга, настраиваются на лад. В этом процессе важным становится навык находить необычные ходы, положения тела и рук и корпуса, чтобы держаться на расстоянии и не допускают лишнего. Очень важно, что танец получил свое развитие в стенах культурно-досуговых учреждений, которые, в свою очередь берут на себя основную роль по актуализации фольклорного танца Иркутской области. Актуализация традиционной танцевальной культуры способствует сохранению национальной идентичности русских переселенцев в условиях сосуществования с иными коренными народами Иркутской области. Научная ценность объекта определяется перспективной дальнейшего исследования и изучения особенностей танцевальных движений групповой пляски «Звездочка». Так как пляска адаптировалась в процессе исторического развития региона и является результатом национально-культурных, климатических и исторических особенностей. Следовательно, возрождение синкретического искусства танца открывает широкие возможности для исследования природы и эволюции фольклора Иркутской области и становления отдельных жанров. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметы, связанные с объектом (при наличии)
Старожильческий костюм Иркутской области, народные инструменты - гармонь, балалайка, скрипка, бубен.
Способы и формы передачи объекта
В 2019 году народный фольклорный ансамбль «Оберег» (руководитель Дмитриева Наталья Владимировна) Иркутского областного Дома народного творчества организовал «Клуб реконструкции сибирского танца», в рамках которого началось изучение и реконструкция кадрилей [27] и танцев, записанных в этнографических экспедициях на территории Иркутской области. Первым реконструированным танцем в рамках клуба стала групповая пляска «Звездочка».
В 2022 г. Дмитриева Н.В. написала проект «Клуб реконструкции фольклорного танца Иркутской области «Сибирская Кадре́ль» [28] и выиграла конкурс на предоставление субсидий из областного бюджета министерства культуры и архивов Иркутской области. В год культурного наследия народов России «Оберег» с «Сибирской кадре́лью» отправился по городам Иркутской области. В 2022 году охватили 12 муниципальных образований. Проект удалось успешно реализовать во взаимодействии с ИОДНТ при поддержке министерства культуры Иркутской области.
Мастер-классы для жителей состоялись в населённых пунктах Боханского, Тулунского, Куйтунского, Заларинского, Слюдянского, Чунского, Тайшетского и Иркутского районах, а также в Саянске, Иркутске, Тайшете и Тулуне. «Оберег» познакомил участников занятий с основными танцевальными движениями танца «Звездочка», положением рук. Всего прошло 54 мастер-класса, где приняли участие более 100 любительских творческих объединений.
В 2024 году ансамбль «Оберег» совместно с ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» планирует продолжить реализацию проекта «Клуб реконструкции фольклорного танца Иркутской области «Сибирская Кадре́ль».
1 и 2 декабря 2022 года в Доме культуры «Юбилейный» г. Тайшета, в рамках Проекта «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области», который подготовлен по поручению и при поддержке Губернатора Иркутской области Д.Ф. Мезенцева и Правительства Иркутской области, народный фольклорный ансамбль «Оберег» провел ряд мастер-класс по фольклорной хореографии, в котором приняли участие хореографы и руководители народных коллективов Тайшета и Тайшетского района. В рамках этих мастер-классов участники ознакомились с фольклорным танцем «Звездочка».
15-17 ноября 2023 года коллектив участвовал в Днях Иркутской области на ВДНХ. Иркутский областной Дом народного творчества приготовил масштабную часть творческой презентацию региона. В рамках выставки форума «Россия» народный фольклорный ансамбль «Оберег» провел интерактивную программу «Сибирская кадриль» в павильоне Министерства культуры РФ. Гостям выставки-форума представилась возможность разучить фольклорный танец Иркутской области «Звездочка».
При подготовке к этим мероприятиям народным фольклорным ансамблем «Оберег» было подготовлено подробное описание фольклорного танца «Звездочка» с приложением графических рисунков и отснят видеоматериал. В настоящее время ведется работа над видео-пособием с подробным описанием движений и фигур танца.
Благодаря всем этим мероприятиям фольклорный танец «Звездочка» получил широкое распространение среди фольклорных и хореографических коллективов Иркутской области, которые активно используют танец как в своей аутентичной форме, так и как фигуру в народно-сценических постановках. Таким образом, обеспечивается сохранение объекта в наиболее полном виде. Можно смело сказать, что фольклорный танец «Звездочка» сохранен в различных формах имеет перспективы дальнейшего существования и развития.
Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния
- Смирнов Иван Николаевич, ООО "Перспектива+" Архитектурное бюро, архитектор;
- Бондарчук Семен Григорьевич, филиал ПАО "Яковлев"- Иркутский авиационный завод, ведущий инженер;
- Кондратенко Алексей Александрович, АО "Эр-телеком Холдинг", сервисный инженер;
- Канцедалова Евгения Сергеевна, Государственное бюджетное учреждение культуры «Иркутский областной Дом народного творчества», ведущий специалист по методике клубной работы отдела анализа и методики клубной работы;
- Степаненко Анна Дмитриевна, Государственное бюджетное учреждение культуры «Иркутский областной Дом народного творчества», заведующая сектором «Центр казачьей культуры»;
- Дмитриева Ксана Владимировна, ООО "ФИТНЕС-КЛУБ ВЕСНА", инструктор групповых программ;
- Ахметчина Румия Муллагалиевна, ИП Петроченко Е.А. "Kade - кондитерская нового поколения", кондитер-декоратор;
- Фазлинурова Диана Маратовна, средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением отдельных предметов, учитель музыки;
- Дмитриев Андрей Владимирович, Заместитель руководителя по строительному контролю и монтажу ИТП;
- Сукманский Игорь Дмитриевич, Государственное бюджетное учреждение культуры «Иркутский областной Дом народного творчества», культорганизатор;
- Дмитриева Наталья Владимировна, ведущий специалист по фольклору отдела фольклора и этнографии государственного бюджетного учреждения культуры «Иркутский областной Дом народного творчества»;
- Намаконова Лариса Владимировна, Государственное автономное нетиповое учреждение дополнительного образования Иркутской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Персей»;
- Заика Наталья Александровна, автономная некоммерческая организация «Хореографическая школа «Аллегро»
Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния
- ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»
- Государственное автономное нетиповое учреждение дополнительного образования Иркутской области «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Персей»
- Автономная некоммерческая организация «Хореографическая школа «Аллегро»
- Народный фольклорный ансамбль «Оберег», (ГБУК «ИОДНТ» г. Иркутск)
История выявления и фиксации объекта
На территории Иркутской области фольклорный танец «Звездочка» был зафиксирован в 1949 году Эрастом Константиновичем Филипповым [29] как фигура групповой пляски и как самостоятельный танец.
Автор подробно описал танец: фигуры, шаги и положение рук, приложив к описанию графические рисунки и ноты. В 40-е годы XX века фольклорист исследует населенные пункты по течению рек Ангары, Илима и Лены. Итогом собирательства и изучения местного танцевального фольклора стала книга «Русские народные танцы Иркутской области» [30]. Это было первое серьезное исследование традиционной хореографии Иркутской области.
«Звездочка», как фигура фольклорного танца была зафиксирована исследователем в фольклорных экспедициях на следующих территориях:
1948 г. Братский район с. Падун - «Полька-звездочка» «Четверка» [31]
1948 г. Заярский [32] район с. Верхнее Суворово, - «Крест» [33], «Елань» [34]
1949 г. Киренский район с. Змеиново - «Кадрель» [35]
1951 г. Ольхонский район с. Онгурены - «Восьмерка» [36]
1951 г. Усольский район с. Тайтурка - «Кадриль» [37]
1953 г. Балаганский район с. Тарнополь - «Полька-звездочка» [38]
Как самостоятельный танец «Звездочка» был записан Э.К. Филипповым в 1949 году в двух районах Иркутской области: Нижнеудинском (с. Укар) и Усть-Кутском (с. Орлинга).
Вторая фиксация фольклорного танца «Звездочка» была сделана в 60-е годы XX века (1959, 1962 и 1964 гг.). В это время Союзом композиторов РСФСР были организованы экспедиции на территории бассейна рек Ангары, Илима и Лены. Экспедиция включала студентов Московской консерватории им. П. И. Чайковского Е. Будзилович и В. Григоренко [39] во главе с С.И. Пушкиной [40]. По окончании экспедиции зафиксированные хореографические образцы были переданы специалисту по народной хореографии Т. Н. Гвоздевой [41], на основании которых она сделала развёрнутую характеристику хороводных и вечериночных песен с подробными графическими рисунками танцев. Итогом работы исследователей стал 2-х томный сборник «Русские народные песни Иркутской области» [42].
На исследованных территориях были записаны танцы, в которых одной из основных фигур является «Звездочка» – «Ходил Ваня по базару» (Братский район д. Бурнино) [43], «Кадриль» [44], «Восьмерка» [45]. Два последних танца являются авторским вариантом Т.Н. Гвоздевой, созданным на основе записанного материала.
Набор фигур и их повторений (кружение со своими партнерами, переход к чужим, с обязательным возвратом каждый раз, к своему партнеру) полностью соответствует раннее зафиксированным образцам, описанным Э.К. Филипповым. Отличительной чертой является музыкальное сопровождение танца.
13 января 2019 года народный фольклорный ансамбль «Оберег» Иркутского областного дома народного творчества пригласил жителей города на праздничные Святочные вечёрки. Главной целью этих вечерок было познакомить жителей города с новогодними обрядами и обычаями. В программу вечерок были включены танцы, записанные на территории Иркутской области Эрастом Филипповым. Одним из таких танцев стал танец «Звездочка». Хореограф коллектива Дмитриева Ксана расшифровала все движения групповой пляски, и танец был предложен для исполнения жителям Иркутска и области.
Источники информации об объекте
Печатные издания:
- Н. В. Дмитриева. Сибирская кадре́ль : Возрождение этнокультурных традиций Приангарья: справочник деятельности культурно-досуговых учреждений по этнокультурному достоянию Иркутской области / сост. Г. М. Кородюк, ред. Н. В. Разумная ; ГБУК «ИОДНТ». – Иркутск : Типография «Репроцентр+», 2022. С.54.
- Н. В. Дмитриева. Проблемы воплощения аутентичных и этнографических традиций на примере «Клуба реконструкции сибирского танца» : сборник материалов Всероссийской конференции (5-7 октября 2021 г., Ханты-мансийск). – Ханты-Мансийск; Екатеринбург: Издательство ООО Универсальна Типография «Альфа-Принт», 2021 – 6 – 14 с.
- Дмитриева Н.В. Сибирские танцы и кадрили – снова в моде // Дом культуры. № 3. С. 74-75.
Электронные ресурсы:
- Сибирская кадрель // Телекомпания «Аист». URL: http://www.iodnt.ru/video/6064-vozrozhdaem-sibirskie-tantsy-2
- «Звездочка» танец села Орлинга Усть-Кутского района Иркутской области. URL: https://www.youtube.com/watch?v=sPLOMhOn3fY
- «Звездочка» танец села Укар Нижнеудинского района Иркутской области. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z2LO9NkmHKM
- Проект «Клуб реконструкции фольклорного танца Иркутской области «Сибирская кадре́ль» // Новости ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества» URL: https://disk.yandex.ru/i/_RaYY0PBZ8g6sQ
- «Сибирские вечерки» Вврамках Всероссийской акции «Ночь искусств» // Культура.рф URL: https://www.culture.ru/events/2432918/noch-iskusstv-v-remeslennom-podvore
- Мастер-класс в рамках регионального казачьего форума «Моя Сибирь - казачий край»// Россия-1, Вести-Иркутск о лучших центрах казачьей культуры Приангарья URL: https://vk.com/video-89889416_456240003
- Кружи, кадрель иркутская! // Общественно-политическая газета Областная», 11.01.2023 URL: https://www.ogirk.ru/2023/01/11/kruzhi-kadrel-irkutskaja/
- Страница проекта «Клуб реконструкции фольклорного танца Иркутской области «Сибирская кадре́ль» в социальной сети ВКонтакте// https://vk.com/wall425481673_709
Современное состояние объекта
В настоящее время народный фольклорный ансамбль «Оберег» в своих концертных выступлениях и интерактивных программах исполняет групповую пляску «Звездочка» как самостоятельный танец и как фигуру кадрилей. В своей аутентичной форме танец исполняется фольклорными коллективами на праздниках, посиделках, вечерках и продолжает развиваться путем передачи от старшего поколения к младшему. Хореографические коллективы области используют фольклорный танец «Звездочка» как фигуру танца в своих народно-сценических постановках.
Авторы, составители материалов об объекте
Дмитриева Наталья Владимировна, ведущий специалист по фольклору отдела фольклора и этнографии ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»
Дата и номер распоряжения министерства культуры Иркутской области (далее – министерство) о присвоении объекту нематериального этнокультурного достояния категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Иркутской области
№ 56-260-мр от 19.11.2024
Категория объекта
Объект регионального значения
Дата и номер протокола заседания Регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния, содержащего заключение, на основании которого министерством принято решение о присвоении объекту категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в реестр
№06-56-109/24 от 14.11.2024
Сноски:
- Русские народные танцы Иркутской области / Э.К.Филиппов.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965. С.10.
- Русские народные песни Иркутской области. Часть 2 / С.И.Пушкина.- Иркутск, 2002. С. 138.
- Танцы Иркутской области / В. Матлах. – Иркутск, 2004. С. 48.
- А.А. Климов. Русский народный танец. Выпуск 1: Учебное пособие. – Издательство Московского госуниверситета культуры, 1996. С.18.
- Шилин А.И. Проблема авторства в этнохореографии // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. №1 (16). С. 52-58.
- Освоение традиционного танца в фольклорном коллективе: методическое пособие / З.В. Ендржеевская; ГЦНТ. — Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2018. С.34
- Хоровод, пляска, игра. Из опыта фольклорных коллективов Вологодской области : Х79 хрестоматия по традиционной народной хореографии / Центр народной культуры; составитель, научный редактор С. Р. Кулева; авторский коллектив: С. Р. Кулева (руководитель), М. А. Верещагина, И. В. Дубова [и др.]. — Вологда : Центр народной культуры, 2022. С. 5
- Там же. С. 12
- Там же. С 18
- Там же. С 18
- Там же. С. 19
- Там же. С 20-25
- А.А. Климов. Русский народный танец. Выпуск 1: Учебное пособие. – Издательство Московского госуниверситета культуры, 1996. – С.12
- Там же. С. 24
- Там же. С.48
- Там же. С. 57-61
- З.Г. Угловская. Танцевальный фольклор Вологдчины. – Великий Устюг, 2014. - С. 9-10
- Там же. С. 14-15
- Там же. С. 51-55
- В Череповецком районе Вологодской области «Ленчик» плясали на веселой биседе, которую устраивали после сдачи крàсоты на девичнике. (Хоровод, пляска, игра. Из опыта фольклорных коллективов Вологодской области : хрестоматия по традиционной народной хореографии / Центр народной культуры; составитель, научный редактор С. Р. Кулева; авторский коллектив: С. Р. Кулева (руководитель), М. А. Верещагина, И. В. Дубова [и др.]. — Вологда : Центр народной культуры, 2022. С. 51
- «Ленчик» («Ланчик», «Ланцея») - название пляска получила от английского парного бального танца середины XIX века «Лансье», получившего особое распространение в конце XIX века в России в качестве салонного танца.
- Записана от фольклорно-этнографического ансамбля «Сударушки», рук. С.А. Петелина (с. Шалинское Манского района): Гопп Клавдия Афанасьевна, 1929 г. р.; Гришкова Мария Семёновна, 1930 г. р.; Василенко Вера Ларионовна, 1931 г. р.; Лазарева Лидия Михайловна, 1930 г. р.; Новикова Лилия Михайловна, 1934 г. р.; Петелина Светлана Алексеевна, 1963 г. р. Запись: экспедиция ККИ, рук. Ендржеевская З. В., июль 2007 г.
- Русские народные танцы Иркутской области / Э.К.Филиппов.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965. С.10.
- Там же. С. - 7
- Поздние фольклорные танцевальные композиции, сформированные городской культурой и проникшие в крестьянскую среду, привезены сюда новопоселенцами с Запада и Юга России.
- А.А. Климов. Русский народный танец. Выпуск 1: Учебное пособие. – Издательство Московского госуниверситета культуры, 1996. – С.18
- КАДРИ́ЛЬ (фр. Quadrille) — танец, сначала из пяти, позже из шести фигур, с четным количеством танцующих пар, располагающихся четверками, одна пара против другой. (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
- Кадре́ль – диалектная особенность произношения слова кадриль в некоторых регионах Иркутской области.
- Эраст Константинович Филиппов (22.11.1903 – 1963). Исследователь хореографического фольклора, балетмейстер, педагог, старший методист по хореографии Иркутского Областного дома народного творчества. URL: http://www.iodnt.ru/proekt-khraniteli-narodnoj-kultury/3747-filippov-erast-konstantinovich (Дата обращения 30.01.2024)
- Русские народные танцы Иркутской области/ Э.К.Филиппов.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965.-126с. Переиздание: Филиппов, Э.К. Русские народные танцы Иркутской области/ Э.К.Филиппов.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 2004.-156с.
- Там же. С.28-29
- Заярский район — район, существовавший в Иркутской области РСФСР. Образован путём выделения из территории Братского района с началом строительства железной дороги Тайшет — Лена в 1946 году. Территория района располагалась в верхнем течении Ангары. К новому району отошли 32 населённых пункта, 5 сельсоветов (Больше-Мамырский, Кежемский, Лучихинский, Нижне-Суворовский, Париловский), один поселковый совет (Заярский). Центром района был рабочий посёлок Заярск. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июля 1953 года Заярский район вновь присоединили к Братскому району. URL: https://руни.рф/Заярский_район (Дата обращения 30.01.2024)
- Русские народные танцы Иркутской области/ Э.К.Филиппов.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1965.-126с. Переиздание: Филиппов, Э.К. Русские народные танцы Иркутской области/ Э.К.Филиппов.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 2004. С.29-30
- Там же. С.36-38
- Там же. С.51-53
- Там же. С.40-43
- Там же. С.57-63
- Там же. С.67
- ВАЛЕРИЙ МАРКОВИЧ ГРИГОРЕНКО (1939 – 2012). Композитор. Член Союза композиторов России, редактор различных музыкальных издательств, автор хоровых сборников. URL: http://grigorvalerij.narod.ru/ (Дата обращения: 16.02.2024).
- СВЕТЛАНА ИВАНОВНА ПУШКИНА (11.02.1928 – 28.02.2018). Музыковед, лаборант кабинета народной музыки Московской консерватории, автор радиопередач, статей по вопросам русского музыкального фольклора. URL: http://pliaska.ru/bibl_pushkina_rnpio_irkutsk (Дата обращения: 16.02.2024).
- ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ГВОЗДЕВА Заслуженный работник культуры РФ, режиссер балета, балетмейстер-педагог, доцент, преподаватель высшей квалификационной категории РАМ им. Гнесиных. URL: https://vuzopedia.ru/teacher/gvozdeva-tatyana-nikolaevna (Дата обращения: 16.02.2024)
- Русские народные песни Иркутской области/ С.И.Пушкина.- Иркутск, 2002.-129с.
- Там же. С 55-57
- Там же С. 138-139.
- Там же. С. 138-139
- Учись танцевать. Подгорка
Иные материалы, имеющие отношение к объекту, направленные на популяризацию объекта (при наличии)
Нотное приложение наигрыш «Подгорка» [46]:

Фото:
-
"Звездочка" (п. Орлинга), кружение в парах
"Звездочка" (п. Орлинга), кружение в парах
-
Мастер-класс "Звездочка", НФА «Оберег» ИОДНТ. Тальцы 31.08.2023 г.
Мастер-класс "Звездочка", НФА «Оберег» ИОДНТ. Тальцы 31.08.2023 г.
-
Танец «Звездочка», Единый День фольклора, Ремесленное подворье ИОДНТ, 17 июля 2023 г.
Танец «Звездочка», Единый День фольклора, Ремесленное подворье ИОДНТ, 17 июля 2023 г.
-
Народный фольклорный ансамбль "Оберег" ИОДНТ
Народный фольклорный ансамбль "Оберег" ИОДНТ
https://www.iodnt.ru/rned/7798-tanets-zvjozdochka#sigProId31c91ca585
Видео:
Мастер-класс народного фольклорного ансамбля «Оберег»_ «Фольклорный танец. Сохранение и развитие традиционной хореографии в Иркутской области»
Фольклорный танец «Звездочка» как фигура кадрили
Фольклорный танец «Звездочка» с. Орлинга Усть-Кутского р-на Иркутской области
«Аллегро»_ «Звёздочка» села Укар Нижнеудинского района Иркутской области
«Аллегро»_ «Звёздочка» села Орлинга Усть-Кутского района Иркутской области

6+







