a07bb170c4a36161aa1f8f4859c19794 MТроица в этом году выпала ранняя. В последних числах мая, на выходные, в посёлке Анга Качугского района собралось более полутора тысяч человек – гостей с области и представителей районных поселений, мастеров народных ремёсел и творческих коллективов, паломников.

Второй год подряд Иркутский областной Дом народного творчества возрождает здесь старорусскую традицию празднования Пятидесятницы, сделать этот праздник ежегодным, а само место – интересным для туризма. В этом году Троицу в Анге отпраздновали широко и весело, а одним из центральных неожиданно стал обряд «крещения кукушки», который при подготовке к празднику выведал у старожилов один из творческих коллективов деревни Куреть Ольхонского района…

Праздник «под ключ»

Ещё два года назад Анга была одним из многочисленных, ничем не примечательных сёл Иркутской области – в стороне от тракта, в тридцати километрах от райцентра. Особого развития духовности и возвращения к истокам ждать было неоткуда – в селе не было даже церкви. При этом всем краеведам да и просто людям культурным и образованным это отдалённое от цивилизации место было хорошо известно – именно здесь родился Ваня Попов, ставший в последствии митрополитом Московским и всея Руси Иннокентием (Вениаминовым), крестителем Аляски, обошедшем полмира.

Концепцию национального проекта «Путь святителя Иннокентия» в рамках брендинга региона придумывало несколько человек – от министра культуры области до сотрудников областного краеведческого музея, так что автора изначальной идеи сейчас не найти. Идея понравилась губернатору Иркутской области С.В. Ерощенко, и он дал ей путёвку в жизнь. Проект поддержан Президентом России Владимиром Путиным.

Хотя день рождения Святителя Иннокентия в августе, его чествование решили совместить с одним из самых светлых и радостных народных праздников, с началом лета и праздником любви, пятидесятым днём после Пасхи, Троицей.

Нужно отметить, что празднование Троицы – это не единичное мероприятие, проходящее раз в год, в Анге параллельно и постоянно идёт строительство целого комплекса культурной инфраструктуры. Уже восстановлен домик, где родился святитель Иннокентий, к 2017 году должны закончить строительство церкви – сейчас уже поставили деревянный сруб с куполами, будет организован дом-музей с выставочным и конференц-залами и отведено специальное место для размещения паломников.

Воплотить в жизнь эту необычную и смелую идею – с нуля, «под ключ» создать традицию, делать праздник ежегодным и народным – пришлось сотрудникам Иркутского областного Дома народного творчества. Организаторы рассказывают, что нужно было привлечь внимание людей к этому месту, поэтому они выбрали самый красивый православный праздник. А учитывая масштаб личности святителя Иннокентия, было понятно, что Анга должна так же стать местом паломничества.

Вопросы веры, проведения богослужений, с которых праздник традиционно начинается, отдали иркутской митрополии, а сами сосредоточились на своей основной работе – народном творчестве. Главная идея праздника проста и понятна – что бы народные фольклорные коллективы со всей области собирали и показывали троичные обряды и обычаи на какой-то единой площадке, на своём собственном ежегодном фестивале.

Даже «первый блин» в прошлом году не был «комом», а в этом идея была развита и приумножена – на празднование Троицы в Ангу приехало более тридцати народных коллективов со всей области. - Прежде всего это, конечно, праздник, - улыбается директор Дома народного творчества Елена Дмитриева. – Символом праздника является берёза – из неё плетут венки с полевыми цветами, её наряжают, украшают лентами. В финале праздника её топят, то есть отпускают по течению – это символизирует, что так человек отпускает все беды и проблемы, накопившиеся за год. Кроме того, девушки плели венки и отпускали их по реке, когда искали суженого – к какому двору он приплывал, там они и находили свою любовь. Истоки праздника, конечно, языческие, он очень красивый… - А все эти многочисленные фольклорные коллективы? Что они будут показывать, если обряд, так сказать, единый, прописанный и установленный? - Нужно учитывать, что в разных районах, в разных деревнях у этого обряда есть свои местные особенности, отличия, какие-то оттенки, свойственные только этой местности. Обычно мы накануне праздника рассылаем фольклорным коллективам положение о проведении праздника – то, каким он должен быть в общем. Но обряды и песнопения для этого праздника коллективы ищут и разучивают сами – вспоминают, как праздновали Троицу в их семьях, разговаривают со стариками. Например, в этом году забавная история приключилась с кукушкой…

В заявке на участие в празднике от одного из народных коллективов деревни Куреть Ольхонского района сотрудники оргкомитета прочитали про обряд «крещения кукушки»: сплетённую из луговых трав фигурку птички уносили глубоко в лес, читали заговор и оставляли там висеть на ветке. Обычно считалось, что так ты избавляешься от своих бед, оставляешь их в лесу. Но для одиноких женщин это имело дополнительный смысл – так снималось проклятие безбрачия. Сотрудницы Дома народного творчества по секрету рассказали, что когда про этих кукушек узнали их знакомые, взрослые тётеньки с двумя высшими образованиями, самодостаточные бизнес-вумен, то стали ультимативно требовать подарить им этот травяной символ, чуть ли не в очередь на него записываться.

- Мы заказали кукушек народным мастерам. Нашли в интернете, что их можно сшить из разноцветных тряпочек, но мастера сказали – нет, так не правильно, нужно делать из травы. Потом ещё рассказали нам, что кукушек не только «хоронят», то есть оставляют в лесу, но на Троицу их можно топить вместе с берёзой, - прокомментировала ситуацию с дефицитными кукушками Елена Дмитриева. – Мастера сделали нам семьдесят птичек, и мы решили, что часть во время проведения обряда пустим в воду, часть подарим участникам на память.

Особенности народного мастерства

Праздник начался в полдень – участники народных коллективов прошли к сцене через несколько арок из берёзовых ветвей, украшенных разноцветными лентами, и начался концерт, на котором были представлены, наверное, все существующие варианты обрядов и песнопений, посвящённых Троице, которые существуют на земле иркутской. Тем временем «Иркутский репортёр» заинтересовался работами народных мастеров, которые так же были представлены в рамках этого фестиваля. Интерес вызывали отличия ремёсел, существующих в разных районах области. Понять особенности помогла искусствовед Наталья Ленкова, ведущий специалист дома народного творчества.

- Ольхонский район – самодостаточный, с бурятским колоритом, - начала обзор Наталья Игоревна, остановившись у стенда Ольхонского муниципального образования. – Много сувенирной продукции, потому что много туристов. Например, вот эти блестящие куколки – не очень, а вот те, что сделаны из глины, внешне грубо – это вообще высший пилотаж, - она показала на группу фигурок, сделанных к Ёрдынским играм, - здесь минимально влияние современности, очень деликатно сделано. - Здравствуйте, Ольхонский район! Показывайте свои поделки, - вторгся в палатку какой-то шумный покупатель. Наталья Игоревна, уходя к соседнему стенду, поморщилась: - Слово «поделки» вообще нельзя употреблять. Это – работы народных мастеров, народное искусство...

У работ мастеров Заларинского района она остановилась и сказала: - У них очень хорошо, качественно сделанные вещи. Но не эти – это ярмарочный вариант, не для художественной выставки. Видимо, здесь только то, что смогли привезти. У этих мастеров обычно очень хорошие костюмные куклы – из глины, соломы, тряпичные. У нас несколько лет назад была мастер из Петербурга, Марина Мишина, она нас научила делать тряпичные куклы правильно, и у Заларинских мастеров это хорошо получается.

Тулун привёз туеса из берёзовой коры, но искусствоведа заинтересовали рушники, на которых они стояли: - Вот эти полотенца и рубашки сделаны очень близко к аутентичной приангарской традиции. - Это традиция, характерная именно для наших мест, здесь сложившаяся веками? - Нет, именно такая вышивка – это переселенцы, смешение стилей, это тот опыт, который приезжие мастера из разных мест наработали именно на этой земле, в Сибири. Это бранное шитьё, русский костюм Приангарья. А эти работы, - она обратила внимание на туеса и корзины, - это сибирская лоза из черёмухи и береста. Так больше вообще никто не делает, никто так не работает. Очень интересные вещи…

Про мастеров из Бельска Наталья Игоревна сказала: - Это у нас Черемховский район, прекрасный коллектив, который давно сложился. Они изучили изнутри и выработали своё, что никто больше не умеет. Это изделия из соломы.

Мастер Светлана Борисовна показывает каркас лошади – пучки соломы, перевязанные суровой ниткой: - На каркас наплетаются различные плетёнки и их украшают. Обычно эти работы имеют обереговое значение, поэтому здесь нет никаких посторонних материалов – только солома: рожь, пшеница, овёс, ячмень… Работы использовались, как семейные обереги.

У стенда района, который Наталья Ленкова попросила не упоминать из деликатности, она остановилась и непримиримо сказала: - Вот это то, что делать никогда нельзя. Это – дурновкусие!

На стенде стояли работы из бисера – розочки из бисера, какие-то растения из бисера в горшочках… - Почему? - Народ у нас в художественном смысле плохо воспитан и этому восхищается. А это беспредельно пошло. Есть произведения искусства, а есть – розочки из бисера…

Качугская школа ремёсел была представлена разнообразно, но настороженное внимание искусствоведа привлекла девушка, делавшая утюги из обожженной глины, как оказалось – шкатулки. - Ну, если не утюг, то нормально сделано, со вкусом, - успокоилась Наталья Игоревна. - Нижнеудинский район. Совершенно особенный, - слегка торжественно возвестила она ещё через несколько шагов. – Особенный, потому что они занимаются льном. Выращивают его из семечек и заканчивают готовым изделием.

Мастерицы рассказали, что льном они занимаются с 2008 года – сами садят, сами выращивают, сами обрабатывают на мялке и чёске.

Закончился обзор «Союзом народных мастеров Прибайкалья» из Иркутска, которые занимались широким спектром ремёсел – красили батики, лепили из глины, занимались прочими декоративно-прикладными видами искусств и проводили мастер-классы для детей.

Около шести часов вечера концерт народных коллективов закончился походом всех участников и зрителей через всю Ангу на берег реки, где украшенную берёзу торжественно утопили, отправив по течению все горести и заботы прошлого года. Народный праздник закончился за общим столом. Ранняя Троица вступила в свои права.

Берт Корк

http://http://www.vsp.ru/social/2015/06/02/554587

 

 

План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика