f5a85333d553b860310d6f60f5af8288 MТРАДИЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОДЕЖДЫ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ УСТЬ-КУТСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (к. ХIХ - сер. ХХ вв.)

 

Женская одежда

Женская одежда делилась на повседневную (рабочую), праздничную и ритуальную.

В комплекс женской одежды старожилов середины ХХ века входили: рубаха исподняя, рубаха верхняя или кофта, верхние и нижние юбки, передники. Верхняя одежда: куртка, полупальто-курма (курмушка) и жилет душегрея. Платки-какетки, полушалки, косынки. Обувь: чирки, катанки, под них носки-крипотки или чулки. На руки одевали варежки. Украшения: серьги, бусы и кольца.

Традиционный для Усть-Кутского района комплекс женской одежды схож с комплексом одежды, бытовавшей к началу ХХ века на всей территории России. Его называли «городской костюм крестьянки», или «парочка», пришедший на смену сарафану. К середине ХХ века, по воспоминаниям информантов, деревенские жительницы все еще повсеместно носили «парочки» или юбки с кофтами, хотя в моду уже прочно вошли платья. К этому же периоду изготовление одежды в домашних условиях становится не актуальным. Много готовой одежды уже покупалось в местных магазинах.

В обследуемом районе юбка с кофтой, пошитые из одного материала, назывались «пара», а из разного материала просто «кохта» и юбка. Молодые женщины и девушки носили кофты приталенные, а женщины старшего возраста кофты свободного покроя. Носилась кофта поверх юбки. Юбки в основном были длиной до щиколотки, присборенные на талии, на опушке (поясе), или на кулиске со шнурком-гашником, хвостатые (с густой сборкой на спине), с внутренними карманами или без них. Ширина юбки девушки или женщины подчеркивала ее социальный статус. Декором могли служить хайборы (файборА – это полоса ткани, собранная в сборку и пришитая к платью, юбке). Кофты и юбки украшали черными кружевами, тесьмой, бисером, блестками (пайетками) или небольшой вышивкой. Мелкие пуговицы нашивали посередине кофты, по горловине и по рукавам.

При шитье парочек принимался во внимание возраст. Девушки и молодые женщины пользовались яркими цветными тканями. Пожилые женщины шили себе парочки скромных, тёмных расцветок и без файборы. Праздничные парочки шились из кашемира, сатина, шумящего шелка и других материалов. Любимыми цветами были розовый, бордовый и голубой.

Повседневные, рабочие кофты с юбкой, а также нижнее белье шили из холста – конопляной ткани домашнего производства. Холст был посконный и конопляный. Посконь – это «мужское коноплё». Из него получалась нить, из которой ткали тонкий холст на полотенца, рубахи и кальсоны. Из посконной нити делали постигонки для шитья обуви, или нити для шитья одежды. Конопляный холст, как более грубый, шел на мешки. Из конопляных нитей вили веревки. Все опрошенные информанты вспоминают, что холст часто красили в коричневый цвет корой лиственницы. Лиственничную кору заваривали кипятком, настаивали, процеживали и в этом отваре кипятили холст. Парочки, по воспоминаниям информантов, как ритуальную одежду одевали на свадьбу и иногда по большим церковным праздникам (Пасха). В этой же одежде, по завещанию ее владелицы, и хоронили. Пару, так и кофту с юбкой, носили с нагрудной или поясной одеждой – фартуками, передниками разных фасонов. Фартук или передник без грудки крепился на талии завязками. Нагрудник (нагрудка) был обязательно с грудкой, карманом или без него, и крепился завязками на талии и шее.

Интересными представляются сведения о бытовании сарафанов на территории района. Как известно, к началу ХХ в. сарафаны почти повсеместно исчезают из быта, и их место занимают юбки с кофтами, но Е.Г. Зырянова подтверждает сведения о ношении сарафанов пожилыми людьми. Так, ее бабушка У.С. Кошкарева, в 40-х годах носила сарафан с лифом (лиф на лямках), юбка у которого была сшита в «татьянку», мелкую круговую сборку. Эти сарафаны носили с белыми рубахами с длинными рукавами. Под сарафан надевали до 5 штук белых подъюбников.

К женской верхней одежде относится куртка, полупальто-курма (курмушка) и жилет-душегрея. Спина у курмы прямая, полы расширяются книзу. Шили её из покупной материи, нередко простегивали ватой или шерстью. В холодное время носили шубы и полушубки, тулупы, дохи или мужские шодиники. Шубы шили из овчины, меха волка, зайца, медведя. Они были чуть ниже колена, мехом вовнутрь.

Самыми распространенными в середине ХХ века женскими головными уборами были платки и косынки, завязанные разными способами. Косынкой женщины повязывали голову концами назад, тщательно убирая волосы. Сверху на косынку могли одевать еще один платок, завязанный концами вперед. Косынки и платки были ситцевые и кашемировые. Все опрошенные старожилки района красивые большие платки с цветочными рисунками и кистями называли «катетками». В зимнюю пору для тепла пожилые женщины-старожилки повязывали шали, полушалки покупные, или изготовленные в домашних условиях. В селе Омолой, по сведениям Т.Д. Жмуровой и М.Д. Аксаментовой, пожилые женщины носили кокошник, похожий на головной убор русских: повязку, изготовленную из широкой берестяной ленты, обшитой тканью. Носили его с платком, повязанным под подбородком. В с. Марково, по сведениям Л.С. Аникеевой, женщины особым образом повязывали платок и тоже называли его кокошником.

Женскими украшениями были серьги, кольца и коралькú – стеклянные бусы разных цветов. К украшениям девочек относятся коральки, изготовленные из ягод рябины или боярышника и семян пиона, у местного населения называемого «марьин корень».

Женская обувь в XХ в. не была разнообразной по материалу и по внешнему виду. К традиционной кожаной обуви относятся чирки. Женские чирки отличались от мужских высотой опушней и колоритом оборок. Опушень – кулиска (сукно, холст, покупной материал), в который вставляли оборки женских чирков. Он был короче мужских (3-5 см), а оборки длиннее и ярче. Оборки для чирков могли плести косичками, вить или ткать на деревянном станочке бердо. Чирки шились мужчинами – отцом или дедом в домашних условиях. Выкраивали заготовки из кожи с помощью деревянных наметов (лекала). Шили конопляными нитками-постигонками, и «садили» заготовки на деревянные колодки из березы или ели. Ноги обматывали летом портянками-онучами из холста, зимой – из сукна. У крестьян много частушек посвящено чиркам, например, Е.И. Солдатова нам спела:

Меня милый изменил

На один на вечерок.

Я его возьму покину,

Как с ноги худой чирок.

По сведениям Е.И. Солдатовой из п. Ручей, и многих других информантов, во время Великой Отечественной войны, вся кожа от домашних животных сдавалась на нужды фронту, и для изготовления обуви типа чирков использовали старые резиновые автомобильные камеры. Катанки или валенки, чесанки, валенки боярковые (поярковые) серого и черного цветов могли покупать в магазине. Некоторые информанты вспоминают о том, что в их деревне катали катанки редко и, как правило, это были поздние переселенцы из европейской части России.

Во все виды обуви клали стельку из сена, осоки или лыка от лиственницы (подкорковый слой). Носили обувь с покупными, а чаще изготовленными в домашних условиях носками. Носки во многих деревнях и селах района назывались «крипотки». Вязали крипотки из овечьей или собачьей шерсти домашнего производства на пяти иголках (спицах). Для ношения в зимний период женщины вязали чулки на пяти иголках или крючком, длиной чуть выше колен из пряденной в домашних условиях шерсти овец. Поддерживались чулки завязками из ткани. Наряду с чулками использовали платки, обматывая ими ноги. Летом ноги берегли от гнуса (комаров, мошки, паутов и мокреца), обматывая их кусками ткани, или старыми платками.

Для зимы вязали рукавицы-варежки на пяти иголках из шерсти домашнего производства. Повсеместно в районе было распространено одноигольное вязание. Одной иглой (костяной, деревянной или металлической) вязали женщины вареги (тип рукавиц). Для вязания использовали овечью шерсть, пряденную в домашних условиях. Иногда встречалась информация о вязании одной иглой коротких носок-следков.

Мужская одежда

Мужская одежда делилась на повседневную (рабочую), праздничную и ритуальную.

В комплекс мужской одежды старожилов середины ХХ века входили: рубаха исподняя, рубаха верхняя, штаны, нижние портки-исподки или кальсоны. Верхняя одежда: шодиники, зипуны, дохи. Шапки (в основном ушанки), кушаки, пояса и ремни. Обувь: мужские чирки, ичиги, сапоги, катанки, чесанки, унты, под них носки-крипотки. На руки одевали варежки и одноигольные вареги.

Революция, коллективизация, раскулачивание и Великая Отечественная война оставили след в жизни сибиряков. Отразились события и на гардеробе. Очень часто информанты рассказывают, что одежды до войны и после было мало. Денег, чтобы купить одежду, у крестьян не было, ее старались носить бережно. Изношенную одежду, называемую «лохмотья» или «ремуга», перешивали детям. В это время появилось выражение «рубаха-перемываха». Так называли единственную рубаху, которую вечером после работы стирали, сушили и утром уже одевали. Рабочую одежду чаще всего шили из домотканого холста, покрашенного лиственничной корой, а праздничную из покупных тканей. У эвенков, вплоть до середины ХХ века, русские охотно покупали, а чаще обменивали на продовольствие предметы одежды. Эвенки специально для обмена шили унты различной длины, парки из оленины, подбитые лисьим или беличьим мехом, кокольды (коковды), мохнатки, шапки, муфты (мухты), шубы из меха волка, зайца, белки, лисы, медведя.

В ХХ веке появляются косоворотки с воротником-стойкой и с прямым столбиком, с втачными рукавами. Шили их из различных материалов как домашнего, так и фабричного производства. Рубахи с отложным воротником появились позднее. Праздничные рубахи могли украшать пуговицами, тесьмой или вышивкой.

Поясной одеждой были штаны, нижние портки-исподки или кальсоны. Позднее появляются брюки. Штаны и портки шились на кулиске с продернутым в нее гашником-шнурочком. Брюки чаще всего носили с кожаными ремнями. Русские старожилы в основном, носили кушаки, сшитые из ткани, или пояса, сотканные на бердечках. Кушаки любили шить из красного «товара». Для ткачества поясов использовали шерсть домашнего производства, окрашенную природными или анилиновыми красителями.

Верхней одеждой были шодиник, зипун, шуба, доха из собачьих шкур, тулупы. Шодиник – это полупальто из сукна, которое могли шить и из конопляной ткани. Е.Г. Зырянова вспоминает, что «…шодиники ткали из конопляных ниток». Зипун отличался от шодиника тем, что был более длинным и менее теплым. Праздничные шубы из овчины были отрезные по талии, присборенные, мехом внутрь и назывались «борчатки» или «барчатки». Интересной является информация В.П. Корзенниковой об изготовлении пуговиц для верхней одежды из куска березовой ветки. Из собачьих или медвежьих шкур мехом наружу шили длиннополые дохи. Тулупы из собачьей или овечьей шкуры шили с большим воротником и одевали зимой для дальних поездок.

В зимнее время носили одноигольные вареги, вязанные женщинами. Рукавицы-мохнатки шили мехом наружу. Местные жители носили и эвенкийские рукавицы – коколды, шитые мехом внутрь и с прорезью на запястье.

Зимними головными уборами служили шапки-ушанки из меха различных животных (лиса, заяц, белка, овца). По сведениям Т.А. Мишариной, из эвенкийского рода Катанаевых, кроме шапок-ушанок мужчины могли носить и эвенкийки – круглые шапки, изготовленные эвенками для продажи и обмена.

Традиционной мужской обувью в XХ в. были чирки мужские и ичиги. Мужские чирки были с высокими (до 20 см и выше), в основном с суконными опушнями и оборками темных цветов. Для жителей Усть-Кутского района характерно употребление меховой обуви, изготовленной эвенками – меховые унты в виде сапог из шкур лося, оленя или изюбря. Кроме этого носили катанки или валенки, чесанки, валенки боярковые (поярковые).

Во все виды мужской обуви клали стельки из сена, осоки или лыка от лиственницы (подкорковый слой). Носили обувь как с портянками, так и с покупными, или изготовленными в домашних условиях носками-крипотками. Для зимы портянку делали из байки или сукна, летом из более тонких тканей, например, домашнего конопляного холста.

Стирка и глажение

Многие информанты вспоминают, что стирали белье щелоком, реже лиственничной губой, растертой в порошок. Щелок изготавливали в домашних условиях из березовой золы. Золу из печки просеивали и заваривали кипятком. Настаиваясь, раствор становился мыльным, его сливали и использовали для мытья головы и стирки белья.

Интересным представляется «бучение» – стирка белья и предметов домашнего обихода. В основном стирали холщовые скатерти, дорожки, полотенца. В бочку или корыто складывали грязное белье, пересыпая его золой, или наливая щелок. Затем заливали кипятком и, по мере остывания, бросали раскаленные докрасна камни из каменки. Вода кипела, белье хорошо отстирывалось. Конопляный холст после бучения становился не только белее, но и мягче. Могли бучить и в железном корыте, которое ставили на огонь, и вода кипела. Камни при этом способе стирки не использовали. Гладили белье деревянным рубелем со скалкой, или чугунными угольными утюгами. При глажении рубелем белье наматывали на круглую палку-скалку и катали.

Выделка кожи

Как правило, для изготовления обуви использовали шкуры домашних животных (корова, лошадь, свинья). Лучшими считались коровьи шкуры (скотские). Они были прочнее. Свиная шкура имела много дырочек и была не прочной. Скотину старались забивать ближе к холодам, так как легче было сохранять мясо. В ходе полевой работы информант Р.С. Антипин рассказал о том, как выделывали шкуры домашних животных в п. Казарки Усть-Кутского района:

1. Шкуру снимали и растягивали под чердаком амбара, или другой хозяйственной постройки. Птицы синявки (синицы) обклевывали шкуру, снимали оставшийся жир. Шкура в таком виде висела всю зиму, ее вымораживали.

2. После посевной шкуру снимали и замачивали в корыте с закваской для того, чтобы убрать шерсть. Точный рецепт закваски информанты не дали, но хорошо помнят, что использовалось тесто, молоко или кефир. После того, как шкура проквасится, ее вытаскивали из корыта и скребли скребком, удаляя шерсть и оставшийся жир. В с. Подымахино говорят «накваска» и делали ее из заквашенных отрубей. Что еще добавлялось в накваску, информанты не помнят.

3. Шкуру промывали и сушили, затем мяли в кожемялках. Она становилась мягкая.

4. Обязательно шкуру дубили. Использовали только раствор лиственничной коры. Ее собирали, рубили, заливали кипятком и настаивали до получения темно-коричневый цвета. В корыте с раствором шкуру оставляли на неделю. Она хорошо пропитывалась, становилась темно-коричневая.

5. После дубления шкуру просушивали на ветру, затем опять мяли в кожемялке.

6. Дубленую шкуру необходимо было продымить. Дымили сосновыми шишками. При сгорании шишка дает густой не жаркий дым, которым шкура и пропитывалась.

7. Иногда готовую шкуру могли сразу же промазывать березовым дегтем. Выделанная таким образом кожа не боится паразитов и сырости.

Промысловая одежда

Особенно ярко проявилось влияние культуры эвенков на культуру русских старожилов в комплексах одежды, используемых на охоте и рыбалке, которые относят к промысловой одежде. В быту у русских старожилов были распространены некоторые виды меховой одежды (парка), обуви (унты), рукавиц (кокольды) тунгусского производства, которые приобретались у тунгусов, в том числе путем обмена. Полунатуральное ведение крестьянского хозяйства обусловило шитье одежды из домотканины, а также из шкур домашних и диких животных: овец, коз, коров, лосей, телят, медведей, белок, собак. Особенно широко использовались собачьи шкуры, из них шили повседневные и праздничные дохи, охотничьи нагрудники, носки, рукавицы.

Охотничий сезон начинался с 14 октября (праздник Покрова Богородицы) и продолжался до 4 ноября (праздник Казанской Божьей матери), или до 27-28 ноября. Как вспоминают информанты: «…именно в это время у зверя были хороший мех и вкусное мясо…». Рыболовством же местное население занималось почти круглый год.

Охота считались делом мужчин и, как правило, в этой сфере было занято все взрослое мужское население. Лишь немногие женщины ходили в тайгу. Рыболовством же, по воспоминаниям информантов, чаще занимались женщины.Великая Отечественная война внесла свои коррективы в процентное соотношение полового состава населения, поэтому рыбной ловлей и даже охотой стали заниматься женщины.

а) Комплекс одежды для охоты В комплекс одежды для охоты входили: рубаха исподняя, рубаха верхняя, брюки, штаны, нижние портки-исподки или кальсоны.

Верхняя одежда: шодиник из сукна, зипун или меховая парка. Шапка из меха (ушанка) с куском ткани на затылке, который оберегал от снега (кухты), кушаки, пояса и ремни.

Обувь: мужские чирки, ичиги. На руки одевали рукавицы-мохнатки, коколды (коковды) и одноигольные вареги. На шею для тепла надевали шарф домашнего изготовления.

Обязательным компонентом любого комплекса были рубаха и штаны из домотканого холста, или из покупного «товара». Рубахи шили с прямым или косым левосторонним разрезом ворота и, как правило, с втачными рукавами. На холщовые штаны, портки, исподки или кальсоны охотник надевал штаны из домотканого или покупного сукна.

Верхней одеждой служил шодиник. Это верхняя одежда типа куртки, полупальто, длиной выше колен из овечьего домотканого или покупного сукна. Подпоясывался он тканым поясом (опояской). Ее ткали на бердо из самопряденных или покупных разноцветных шерстяных нитей. Опояска оборачивалась вокруг талии 1 или 2 раза. На охоте поверх зипуна чаще надевали вместо опояски узкий кожаный ремешок. Эвенкийскую парку охотники выменивали у аборигенов. Парка была до колен и выше. Шилась из оленины. Могла быть с разрезом посередине без капюшона. Разрез крепился на кожаных завязках.

Вместо рюкзака охотники носили понягу – небольшую доску с прикрепленными к ней ремешками, за которые подвешивались необходимые в дороге вещи или мелкая добыча.

Головным убором охотнику служила шапка-ушанка из меха собаки, овцы, лисы или зайца. Сзади к шапке пришивали китку – кусок ткани, чтобы кухта (снег, который падает с деревьев) не попадал за воротник охотнику. Китка, по сведениям информантов, могла быть не только из холста, но и из сукна, кожи или брезента.

Рукавицы кокольды (коковды) шили из шкур лося мехом внутрь с разрезом на запястье с внутренней стороны. Чаще всего покупались или обменивались у эвенков. Разрез на рукавицах помогал легко освобождать руку, не снимая их.

В зимнее время на промысле женщины и мужчины носили рукавицы, называемые вареги. Вместе с варегами они носили рукавицы из меха собак или диких животных – мохнатки, которые шились мехом наружу. Держались вареги и мохнатки на специальных веревочках – темляках.

Обувью охотнику служили мужские чирки с высокими, до 20 см суконными голяшками-опушнями. Вся охотничья обувь, по сведениям информантов, шнуровалась кожаными сыромятными ремешками-оборками. Стельки для зимы часто делали из войлока. Иногда для охоты приобретались у эвенков унты из оленьей шкуры мехом наружу.

Специально для зимы шились носки из меха собаки мехом вовнутрь и вязались на пяти иголках теплые шерстяные носки-крипотки из домашней овечьей пряжи.

б) Комплекс одежды для рыболовства

В комплекс одежды для рыбалки входили: рубаха исподняя, рубаха верхняя, брюки, ичиги с портянками или носками-крипотками, накомарник. Традиционной обувью рыбаков были чирки, позднее их заменили резиновые сапоги. По разрозненным и единичным сведениям, полученным от информантов, можно говорить об использовании рукавиц и носок из волос конской гривы, связанных на пяти спицах или одной иглой. Женщины для рыбалки использовали мужскую одежду: брюки, старые рубахи и пиджаки, сапоги, брезентовые плащи.

В комплекс промысловой одежды русские старожилы включали специальные сетки (личинки-накомарники). Главную часть личинки (глядило) составляет сетчатый квадрат из конского волоса. Ткали квадрат на специальном простейшем деревянном станочке из волос конского хвоста в технике полотняного переплетения. Пряди конских волос черного цвета расправляли на станке и переплетали.

Личинку обшивали материалом так, чтобы получился шлем, неплотно прилегающий к голове, но наглухо закрывающий шею, грудь, плечи, что исключало доступ насекомых к лицу. На такую сетку расходовалось не более метра хлопчатобумажного материала. Кроилась она клиньями. Центральная часть обшивки, надбровье, украшалось аппликацией из яркого материала в виде чередующихся квадратов и треугольников. Ткачество сеток из конского волоса – это очень трудоемкая работа. В настоящее время личинки, из-за отсутствия тканых сеток, шьют из готовых сетчатых материалов, или носят покупные сетки китайского производства.

СЛОВАРЬ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ

Борчатка – праздничная шуба мехом внутрь с отрезной талией и борами по спине.

Бучить – стирать в кипящей воде с березовой золой. В деревянную бочку закладывают белье для стирки, пересыпая золой. Заливают кипятком. По мере остывания в дочку кладут раскаленные камни для поддержания высокой температуры.

Валенки боярковые (поярковые) – валенки из белой шерсти, украшались красными рисунками. По сведениям информантов рисунки могли быть и синими (мужские). Такие валенки покупали в магазине.

Вареги – рукавицы, связанные из толстой овечьей шерсти одной иглой для зимних работ в лесу. Сверху вареги покрывали сукном или брезентом.

Гашник – шнурок для поясной одежды (штаны, брюки, юбка).

Горновик – коробка для хранения пуговиц, иголок, ножниц. Часто горновики были берестяными, с рисунками, расписанными масляными красками. Покупали их на карбазах.

Глядило – сетка из конского волоса в накомарнике.

Дерюга – 1) тканые половики; 2) холщовая длинная рубаха из конопли; 3) арестантская рубаха.

Доха – шуба из шкур собак, мехом наружу.

Дранки – старую одежду, постельное белье драли (рвали) на ленты и пряли в нить, ткали из нити дорожки на кроснах и вязали крючком коврики (кружки).

Дратва – крепкая нить. Использовали для шитья обуви и меховой одежды. Душегрейка –1) вид куртки без рукавов; 2) жилетка.

Зипун – верхняя мужская одежда из сукна, тип халата.

Ичиги – мужская кожаная обувь типа сапог с мягкой подошвой.

Катанки – валенки.

Катетка – женский праздничный большой платок с цветами и кистями.

Кокольды (коколды, коковды) (эвенк.) – меховые рукавицы с разрезом на запястье.

Кокошник – женский головной убор жительниц с. Омолой из берестяной полосы, покрытой тканью или платком, носили вместе с платком, завязанным под подбородком. Жительницы с. Марково кокошник делали из платка, повязывая его особым образом.

Коральки – 1) бусы покупные, чаще всего стеклянные; 2) бусы, сделанные девочками из семян марьиного корня, ягод боярышника или рябины.

Корчага – 1) круглый сосуд из глины для производства сусла; 2) продолговатое приспособление с круглым основанием для рыбной ловли, сделанное из прутьев лозы (ива, тальник) или алюминиевой проволоки.

Крипотки – носки, связанные из шерсти на пяти иголках. Могли быть с узорами.

Кросна – ткацкий станок.

Курма (курмушка) – женская куртка, покрытая сукном или плюшем.

Кухтарка (эвенк.) – верхняя одежда из оленины с капюшоном, не распашная. Покупалась или выменивалась у эвенков.

Кухлянка (эвенк.) – тип куртки из меха с капюшоном, покупалась или выменивалась у эвенков.

Кушак – пояс из ткани для верхней мужской одежды. На р. Лене любили красные кушаки, но были и других цветов: синие, зеленые.

Лопатина – одежда.

Лукотерник – полотенце для рук.

Лохмотья – старая рваная одежда.

Манатки – одежда.

Морда – продолговатое приспособление с квадратным основанием для рыбной ловли, сделанное из прутьев лозы (ива, тальник), или алюминиевой проволоки.

Мохнатки – зимние рукавицы из меха, мехом наружу. Чаще всего использовали мех собак.

Намазка – тесто для смазывания устья корчаги, используемой для рыбной ловли.

Наметы – деревянные дощечки-лекала для выкраивания заготовок чирков и ичигов. Носовик – носовой платок.

Оборки – шнурки для завязывания чирков. Были ткаными или плетеными. Плести могли косичками из конопляных или шерстяных нитей. Ткали оборки на бердо из цветных шерстяных нитей. Праздничные чирки отличались от повседневных ярким цветом оборок. В промысловой обуви оборки делали из кожи.

Олочи (эвенк.) – тип эвенкийской обуви.

Опушни – верх чирков из ткани – кулиска, в которую продергивались оборки. Женские опушни были короткими, иногда цветными, мужские – высокие (до середины икры и выше) из сукна, завязывались оборками.

Пальма – орудие охоты, состоящее из полутораметровой палки (черень) и металлического ножа, заточенного с двух сторон. Использовалась для охоты на медведя.

Парка (эвенк.) – одежда из оленины типа куртки, подбитая мехом белки или лисы, покупалась или обменивалась у эвенков. Чаще всего парка приобреталась как промысловая одежда.

Пимы – валенки.

Постигонка – тонкая и прочная нитка из конопли для ремонта обуви.

Ровдуга (эвенк.) – замша из оленьей шкуры. Использовалась для шитья одежды, рукавиц, чулок.

Ремуга – старая изношенная одежда.

Рубаха-перемываха – единственная рубаха, которую носили ежедневно.

Рубель – деревянная широкая и плоская палка с ручкой для глажения. Снизу делали резные бороздки. Встречаются рубели и без бороздок.

Сермяга – ткань домашнего производства. Основа из конопляной нити, уток – шерстяной.

Сетки (накомарники) – шлемовидный головной убор из ткани, закрывающий голову, шею и грудь с сеткой из конского волоса на лицо. Защищал от комаров, мошки и мокреца. Были мужские и женские.

Тарбаза (торбаза) – светлая обувь из шкур оленя.

Темляк – веревочка («… рукавицы на темляке»).

Товар – покупной материал, ткань (« …юбка из товара»).

Тулуп – длинная шуба из овчины, мехом внутрь.

Унты (эвенк.) – вид обуви из лосиных, или оленьих камусов мехом наружу.

Чалдон – общесибирское самоназвание русских старожилов: 1) варнак; 2) жили между Чалом и Доном; 3) человек с Дона.

Чесанки – праздничные валенки белого цвета, покупали в магазине.

Чирки (черки) – кожаная обувь типа закрытых тапочек черного цвета с опушнями из ткани и с оборками.

Чуман (чумашек) – небольшая емкость из цельной бересты в виде коробки.

Хлопья (отрепья) – очесы при чесании конопли.

Холст – тканая в домашних условиях на кроснах ткань из конопляных нитей.

Шодиник – вид короткого пальто из сукна. Часто мужчины его использовали для зимней охоты.

Щелок (шолок) – водный настой из просеянной золы (предпочтительно березовой), которым стирали белье и мылись в бане.

Шубенки – рукавицы из овчины, сшитые мехом внутрь.

Эвенкийка – круглая шапка из оленины.

Лидия Мельникова

ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества»

Опубликовано в журнале "Народное творчество" № 4, 2016 год

План работы
 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика