На территории Нижнеудинского района выращивание льна бытует с начала 50-х годов 20 столетия. Процесс обработки льна завезли в р. п. Атагай переселенцы из Псковской и Смоленской областей. 

Процесс выращивания льна и его обработки с целью получения готового волокна складывается из следующих этапов: посев, уборка, очистка льна от коробочек с семенами, мочение, расстилание, мятье, трепание, чесание, прядение.

Номер и дата присвоения реестровой записи объекта: № 0005 от 30.10.2025 г.

Вид объекта
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории.


Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Ныне живущих носителей нет.


Дата и номер протокола заседания Регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния, содержащего заключение, на основании которого министерством принято решение о присвоении объекту категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в реестр

№ 06‑56‑78/25 от 24.10.2025


Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Ныне живущих носителей нет.


Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния (при наличии)
Ныне живущих носителей нет.


Наименование места (мест) бытования объекта
Нижнеудинский район.


Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта
р.п. Атагай, Нижнеудинский район, Иркутская область.


Географические координаты места (мест) бытования объекта
55°06′00″ с. ш., 99°23′24″ в. д.


Подробное описание объекта
К началу XVI в. льноводство на Руси было традиционным промыслом. В Сибири лён выращивали с XVII века. При этом тема сибирского льноводства все еще остается недостаточно изученной в исторической науке. Ф. Ф. Болонев отмечает, что «в историко-этнографической литературе о выращивании, обработке и использовании льна и конопли в условиях Сибири имеются весьма противоречивые сведения», а специализированных публикаций, посвященных именно льну, крайне мало [1]. Тем не менее, известно, что «в Восточной Сибири крестьяне отдавали предпочтение конопле. Лен из-за климатических условий выращивали не везде или засевали в самом незначительном количестве, ибо он не везде приживался и в основном культивировался крестьянами в Западной Сибири» [2].
В Иркутской области льноводство получило распространение только с 1908-1909 гг. М. А. Маленьких в своем исследовании указывает: «Введение льна в полевую культуру в Иркутской губернии началось с прибытием переселенцев из средней и северозападной полосы Европейской России. С 1911 г. началась агрономическая помощь населению, занимавшемуся льноводством» [3]. В этой же публикации отмечается, что «первые урожаи расходовались только на нужды собственного хозяйства, однако с 1913 г. лен стал в большей мере поступать на продажу» [4]. При этом первоначальные объемы сбора льна были небольшими как из-за новизны этой культуры для губернии, так из-за неблагоприятных условий для разведения [5].
Нижнеудинский уезд был одним из наиболее развитых в сельскохозяйственном отношении, что объяснялось несколькими причинами. В частности тем, что через него проходил основной поток переселенцев, приезжавших в Иркутскую губернию [6], а так же тем, что здесь имелся значительный фонд свободных земель [7]. В начале 50-х годов XX столетия в колхозах Нижнеудинского района повсеместно занимались посадкой и обмолотом льна.
Процесс обработки льна завезли в р.п. Атагай переселенцы из Псковской и Смоленской областей. Сроки посадки, уборки, а также технологические особенности обработки льна такие же, как и в центральной части России.
Есть несколько отличий от первоисточников в технологии обработки льна. В Псковской области лён расстилали на землю по кругу коробочками с семенами наружу. По ним водили лошадь для обмолачивания льняного семя. В Смоленской области была большая мялка – барабан, который крутили двое мужчин. В р.п. Атагай эти технологии не применяются.
Реконструкция процесса посадки и обработки льна, применяемая в работе Центра Славянской культуры с 2009 года:
1. Посадка льна проводится двумя способами:

1) под тяпку (см. фото 1): один человек проводит тяпкой по земле бороздку, второй идёт следом и сыпет в получившуюся бороздку семена льна. Бороздки нужно делать как можно ближе друг к другу. Затем всё боронится граблями;
2) путём рассеивания (см. фото 2-3): семена льна хаотично раскидываются по полю, затем боронятся граблями.

2. Уборка льна (см. фото 4-6). К работе по уборке льна приступали в конце августа- начале сентября, когда стебли и головки становились желтоватыми, а семя начало окрашиваться в бурый цвет. Предпочтительнее начинать уборку льна в солнечную погоду после ненастного, дождливого дня. Убрать лён надо за один день. Для выдёргивания льна из земли небольшой пучок стеблей захватывают одной рукой около корня, ближе к земле. Дёргают его вертикально вверх, стараясь не порвать, чтобы стебель целиком выходил из земли, так как именно он представляет главную ценность. Лён выдирают с корнем, землю оттряхивают. Нужно нарвать 8 пучков (жме́нек), чтобы получился сноп. В пучке может быть разное количество стеблей. Это зависит от размера кисти, собранной в кулак. Сноп перевязывается стебельками льна и ставится на поле. Для перевязывания берутся два пучка, состоящие из 4-х тонких стебельков льна. Их кладут друг на друга крест-накрест, перекручивают и вытягивают по диагонали. Получается небольшая верёвочка, которой и перевязывают сноп. (см. фото 7-8)
3. Очистка льна от коробочек с семенами проводится двумя способами:

1) пучок льна кладётся на деревянную поверхность, зажимается одной рукой возле верхушек, а другой рукой, в которой находится дра́чка, по направлению к себе очищают стебли льна от коробочек с семенами. Далее семена ссыпаются в холщовый мешок для хранения;
2) пучок льна кладётся на холст и бьётся по коробочкам с семенами трепа́лом. Отбитые семена ссыпаются в холщовый мешок для хранения (см. фото 9-11).

4. Растилание льна на просушку(см. фото 12). По рассказам жительницы р. п. Атагай Марии Андреевны Дмитриевой, лён раскладывают тонким слоем на земле на 2 недели. После этого его высушивают и приступают к обработке. В реконструкции использован другой вариант, записанный со слов жительницы р.п. Атагай Лидии Ивановны Барышевой– предварительно лён замачивают в лоха́ни на 2 недели, пока не закиснет, затем его сушат и обрабатывают. Это делается для облегчения отделения волокон от древесинных частей стебля.
5. Обработка льна на мя́лке (бро́салке)(см. фото 13). Пучок льна кладётся под ручку мя́лки и далее движением вверх-вниз мнётся, постепенно пучок передвигается, чтобы волокно не перебить и оно не превратилось в паклю. Далее волокно протягивается через бро́салку: ручка бро́салки поднимается, ложится волокно, которое далее прижимается ручкой и протягивается движением на себя.
6. Трепание льна(см. фото 14). Полученное волокно берётся в одну руку, в другую берётся трепа́ло и ударными движениями по волокну начинает отлетать оставшаяся костра́. Можно сравнить с хлопаньем ковра. Получается пове́смо – пучок льна.
7. Чесание льна(см. фото 15-17). Полученное волокно зажимается в одной руке, кладётся на колени, а другой рукой, в которой находится чёска, плавными движениями от себя начинает расчёсываться. Затем волокно пропускается через гребень-чеса́ль как через расчёску плавными движениями к себе. Делается это несколько раз, пока волокно не станет мягким и шелковистым, без костры. Получается кудель- во¬лок¬ни¬стая мас¬са из во¬ло¬кон льна.
8. Прядение льна(см. фото 18). Готовая куде́ль привязывается к прялке-донцу и круговыми движениями полученная нить накручивается на веретено. Также может быть использована прялка-самопряха.
Спряденная нить в дальнейшем используется для ткачества полотна.
Историческая ценность объекта связана с тем, что само широкое распространение льноводства в Прибайкалье (в отличие от Западной Сибири) произошло в значительной степени в результате социально-экономических процессов, сопутствовавших Столыпинской аграрной реформе и отразивших соответствующую эпоху. Локализация льноводства в Нижнеудинском районе Иркутской области в дальнейшем стала одной из исторических характеристик его сельскохозяйственного развития и бытового уклада, а также примером интеграции традиций переселенцев из разных регионов в синтетическую советскую бытовую культуру, включающую наряду с идеологически новыми элементами описанную традиционную технологию в значительной степени сохранности.
Культурная ценность объекта определяется тем, что реконструкция описанной технологии является основным элементом в комплексных мероприятиях, ежегодно проводимых ЦСК с целью актуализации и популяризации традиционной культуры Иркутской области, которые охватывают обширный пласт фольклора, связанный с выращиванием и обработкой льна, и включают, в дополнение к самой технологии, обряды, песни, поговорки, народные верования. Кроме того, высокий уровень реконструкции позволяет использовать ее в качестве базы для описания и актуализации других связанных технологий (например, льняного ткачества).
Научная ценность объекта состоит, во-первых, во введении в исследовательский оборот новых сведений, полученных в непосредственном общении от информантов и отражающих адаптивную трансформацию уклада пореформенных переселенцев в Сибири. На фоне отмеченной в описании недостаточной изученности темы льноводства в сибирских условиях можно предполагать, что новая информация заполнит определенные пробелы. Во-вторых, научной ценностью обладает и опыт практической реконструкции, осуществленный хранителями объекта, который позволил непосредственно изучить все нюансы процесса выращивания и обработки льна применительно к местным условиям и может быть, в свою очередь, использован для сравнительного анализа при проведении межрегиональных исследований.


Предметы, связанные с объектом (при наличии)

1) Тя́пка (см. фото 19) помогает делать бороздки при посадке льна. Изготовлена из металла, ручка деревянная.
2) Гра́бли (см. фото 19) применяется для заравнивания бороздки с семенем льна при посадке. Изготовлены из металла, ручка деревянная.
3) Дра́чка (см. фото 20) используется для отбивки коробочек с семенами льна от стебля. Состоит из металлических зубьев, прибитых к деревянной ручке.
4) Мя́лки, бро́салки (см. фото 21) помогают мять лён после замачивания и просушки. Изготовлены из дерева.
5) Трепа́ло (см. фото 22) – деревянное приспособление, похожее на ру́бель. Представляет собой пла́шку с зубьями с небольшой ручкой.
6) Чёски (часо́к) 

а) железная чёска (см. фото 23) - для первого чесания льна – коло́дка с набитыми на ней металлическими, чаще из проволоки зубьями;
б) чёска из свиной щетины (см. фото 24) - щети́на, собранная в пучок, в середину которого вставлена деревянная ручка (наподобие большой кисти). Ручку с концами щетины заливали ва́ром. После просушки щети́ну расправляли «зонтиком» и между щетинками тоже наливали смолу.
в) гре́бень-чеса́ль (см. фото 25) - помогает при чесании льняного волокна. Изготовлен из дерева.

7) Прялки (самопря́лки или прялки-донце) с веретеном (см. фото 26-28) - используются для прядения льняной нити. Изготовлены из дерева.
8) Вью́шка круглая (прямоугольная) (см. фото 29-30) используется для снятия нити с самопрялки. Изготовлена из дерева. Ручка металлическая.


Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии)

Мочение - замачивают снопы льна в лоха́ни или деревянной бочке на 2 недели, пока не закиснет, затем его сушат. Расстилают по земле под открытым небом тонким слоем и так лён лежит, пока полностью не просохнет.
Мятьё – очищение льняного волокна от костры́, изла́мывание древесной оболочки льна при помощи мя́лки. Мяли на дворе, так как работа эта очень пыльная. Мялка состояла из четырёх опор-ножек, двух дощечек, врезанных сверху в опоры мялки, немного заострённые снизу, с которыми взаимодействует ручка – би́ло (из воспоминаний Дмитриевой М.А.). Би́ло – подвижная часть мялки, которой мнут, ломают льняные стебли. Мяли пучками, захватывая пучок в одну руку. Пучки сухого льна клали сверху поперёк на доски мялки и опускали на него би́ло. Начинали мять с комля́, держа пучок за вершину, постепенно передвигая пучок к вершине, при этом костра падала на землю. Костра́ – отделяемая от волокна внутренняя одеревеневшая часть стебля льняного растения. Костру использовали в хозяйстве – на подстилку домашним животным. Так делается несколько раз, пока не появится волокно. Главное в этом процессе не перебить стебли льна, иначе получится па́кля.
Трепа́ние – выбивание (отколачивание) костры́ из промятого льна трепа́лом (пра́ником). Трепа́ло (пра́ник) –рифленая дощечка с ручкой, которой сбивают с волокон льна костру́. Трепали волокно на дворе или в сарае, так как в воздухе висела пыль. Жёсткое волокно, которое отходило после трепания, было принято называть «отре́бья» (см. фото 31) (из воспоминаний Дмитриевой М.А.). Они использовались для верчения верёвок, изготовления мешковины.
Чеса́ние – в целях дальнейшей очистки от ненужных твёрдых частей лён чесали чёсками. Чесали лён три раза, в три очёса. Первый очёс - железной чёской, которая прибивалась на лавку – брали пове́смо (льняное волокно, полученное после трепания) и продёргивали его внахлёст между зубьями чёски. Более жёсткая пряжа оставалась на гвоздях и называлась «и́згребы», а помягче – в руках. И́згребы использовались для изготовления рядни́ны – грубого холста. Второй очёс – «пачёсы» (см. фото 32) - клали пучок чёсаного льна на колени и, придерживая и поворачивая его левой рукой, правой расчёсывали свиной чёской. В результате такой обработки, на чёске оставалось мягкое волокно, называемоё «пачёсы», которое шло на изготовление скатертей и полотенец. Оставшееся в руках длинное волокно называли «куде́ль» и оно шло на мужские и женские рубахи. Третий очёс – «подчёс» (см. фото 33) начисто пропускали волокно через гре́бень-чеса́ль. Полученная куде́ля (см. фото 34) шла на прядение льняной нити.
Пряде́ние – получение нитей из волокон. Процесс прядения состоит из трёх этапов:
1. Дёрганье волокна, т.е. образование длинной пряди.
2. Суче́ние нити.
3. Наматывание готовой пряжи.
Бытует два способа прядения: на прялке с веретеном и на самопрялке. Ручная прялка состоит из верхней части – шеста́, к которому привязывалась куде́ля и нижней – до́нца, на которое садилась пряха.
Прядение на прялке с веретеном заключается в следующем: пряха одной рукой дёргает из куде́ли прядь, а второй рукой приводит в круговое движение веретено́, сучи́т. Готовая нить наматывается на веретено.
Прядение на самопрялке проходит следующим образом: пряха привязывает куде́ль к шесту ручной прялки, затем руками дёргает волокно. В это же время пряха нажимает ногой на педаль самопрялки. Шпу́лька, приводимая в движение вращающимся колесом, сучи́т и наматывает нить.
Нитки с веретена́ или шпу́льки самопрялки перематывались в мотки́. Разматываются нитки с мотков на вью́шки. Вьюшки были круглые или прямоугольные. Перед суче́нием нити нужно было страсти́ть – брали концы двух нитей и соединяли их вместе путём скручивания. Затем нить закреплялась на веретене или шпульке самопряхи и происходило суче́ние нити. Задача суче́ния – соединить несколько нитей в одну.
Тканьё осуществлялось на ткацком станке, именуемом в нашей местности кро́сны. Ткань состоит из двух систем нитей: основы (продольных нитей) и утка́ (поперечных нитей), переходящих последовательно над или под одна другой. Места пересечений нитей основы и утка называются переплетениями.


Способы и формы передачи объекта
1. По воспоминаниям носителей, в их семьях процесс посадки и обработки льна передавался от матери к детям с раннего детства.
2. Реконструкция и популяризация процесса посадки и обработки льна в ЦСК путём проведения мастер-классов, выставок, фольклорных уроков, праздников народного календаря.


Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния
В настоящее время ныне живущих носителей нематериального этнокультурного достояния нет.


Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния
• Ванцай Любовь Анатольевна – заведующая отделом Центр Славянской культуры Муниципального казенного учреждения «Районный Центр Народного Творчества и Досуга».
• Верхотурова Лариса Владимировна – Народный мастер Иркутской области, руководитель мастерской ЦСК.
• Ванцай Олеся Алексеевна, руководитель мастерской ЦСК.
• Метляева Марина Николаевна – руководитель мастерской ЦСК.


История выявления и фиксации объекта

О традиции выращивания и обработки льна в середине ХХ века в посёлке Атагай Нижнеудинского района удалось узнать в ходе экспедиционных работ в 2005, 2006  годах и по рассказам старожилов р. п. Атагай: Лидии Ивановны Барышевой (д. ф. Гусева) (см. фото 35) (1929 г. - 2015г.), уроженки д. Зубово Карамышевского района Псковской области, проживала в р.п. Атагай Нижнеудинского района Иркутской области; Марии Андреевны Дмитриевой (д. ф. Степанова) (см. фото 36) (1924 г.–2023г.), уроженки д. Лихошни Вележского района Смоленской области, проживала в р.п. Атагай Нижнеудинского района Иркутской области.

Технология обработки льна, записанная от Лидии Ивановны Барышевой:
«Лён рос, высота его была сантиметров 60 – 70, не выше. Когда отцветёт лён, его начинают дёргать с корнями и вяжут в маленькие снопы. Потом эти снопы привозят домой. Зажимают в верста́к и чешут дра́чкой головки льна (семена). Дра́чка железная, ручка деревянная. А рядом стоит скирда́, на которую складывают эти головки. И потом везут их на гумно́, настилают кру́гом, прямо на землю. И лошадь ходит по этим семенам, моло́тит. Когда лошадь помолотит, семя начинают веять. А веяли, когда был ветер несильный и шелуха отлетала. И ещё веяли нечо́вкой. Нечо́вка эта была сделана с дерева (выдолблена). Берёшь за ручки и как бы подбрасываешь вверх, а шелуха вылетала и семечки оставались чистыми.
А снопы мочат в мочи́ло. У каждого хозяина в деревне своё мочи́ло выкопано. Мочи́ло – это как маленький пруд. И мокнут эти снопы́ долго. Ну примерно недели две и запах болота стоит. Потом вытаскивают снопы с мочила. Развязывают и расстилают снопы по покосам. Расстилают тонко. И лежит этот лён, пока не высохнет. Собирают и обратно вяжут в снопы. Везут в рей, ставят стоя. А рей большой и там стеллажи и топят по-чёрному. Когда высохнет, что он ломается, начинают его мять. Собирают су́толоку (народ). Сегодня мне, завтра тебе. Так всей деревне, пока не помнут всем. Потом начинают его трепать. Край льна накручивают на кулак и тре́плют трепа́лом, пока вся костра́ вылетит со льна. Называли пове́сьмы. Пришло время и прясть. Чешут чёсками. Мы, дети, пряли ве́рхницу, что вычёсывали со льна, а взрослые пряли волокно́. Редко у кого была самопря́ха, почти все пряли на веретено́. А зимой и пряли и ткали. Потом это полотно расстилали на снег, когда он начинал таять и уже солнышко хорошо грело. И это полотно выбеливалось до белого.
С льняного семя делали масло. Семя нагревали до горяча и толкли в ступе в два шво́рника (пестик для ступы). А потом столчёное семя опять нагревают в чугунке и складывают в мешочек с полотна и закладывают в верста́к и потом клиньями потихонечку добивают и бежит масло. А из жмы́ха пекли хлеб, вернее добавляли в муку».

Технология обработки льна, записанная от Марии Андреевны Дмитриевой:
«Льна сеяли очень много по колхозам. Ещё когда училась в школе, то ходили классом рвать. Жили мы тогда в п. Поро́г (Нижнеудинский район). Стелили на поле, а через 2 недели на мя́лку. Раньше, помню, мя́лка интересная была. Большой барабан и крутили его двое мужчин. Когда переехали в Атагай, то мать ещё здесь выращивала и обрабатывала лён. Нитку пряла такую, что заправляли в швейную машинку. Затопляла печь, ставила картошку и садилась прясть. Надо было напрясть очень много на портянки, на кальсоны, на матрас, на одеяло, на полотенца, на рубахи и т.д. Мать с сестрой каждый год договаривались, что будут ткать. В этом году на скатерти, в другой год на полотенца».

Экспедиции Центра Славянской культуры Муниципального Казённого учреждения Районный Центр Народного Творчества и Досуга: 665121, Россия, Иркутская область, Нижнеудинский район, р.п. Атагай, ул. Нижняя 5а, ЦСК МКУ РЦНТиД, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

2005 год – собиратели Л.А. Ванцай заведующая ЦСК, Т.Ф. Верхотурова методист ЦСК;

2006 год – собиратели Л. А. Ванцай заведующая ЦСК, Т. Ф. Верхотурова методист ЦСК, Л. В. Верхотурова руководитель кружка;

2006 год – собиратели Л. А. Ванцай заведующая ЦСК, Т. Ф. Верхотурова методист ЦСК, Л. В. Верхотурова руководитель кружка;

Место фиксации: Иркутская область, Нижнеудинский район, р. п. Атагай.


Источники информации об объекте
• Орлова Е. Творческим работникам вручили премии губернатора // Областная: общественно-политическая газета. №143 (1164). 20 декабря 2013. С. 1.
• Иванова Н. Кто в лён одет – проживёт до ста лет // Восточно-Сибирская правда: общественно-политическая и деловая газета Иркутской области. № 25.17-24 июня 2014. С. 10.
• Виговская А. Старинные ремёсла Атагая // Областная: общественно-политическая газета. № 75 (1685). 12-18 июля 2017. С. 14.
• Кородюк Г. М. Опыт работы любительских объединений и клубов по интересам // Народная культура Приангарья: информационно-методический сборник. Иркутск: Иркутский областной Дом народного творчества, 2017. С. 19-22.
• Лобан Е. Рубашка в поле рождается. Льняной промысел возрождают в Иркутской области // Аргументы и факты в Восточной Сибири. № 15. 10 апреля 2019 г. С. 24.
• Орлова Е. Сибирский шёлк: от семечка до полотна // Областная: общественно-политическая газета. № 47 (1950). 30 апреля – 7 мая 2019. С. 16.
• Ращенко О. А. Цикл выставок коллективов изобразительного и декоративно-прикладного искусства // Народная культура Приангарья: информационно-методический сборник. Иркутск: Иркутский областной Дом народного творчества, 2019. С. 89-93.
• Игошева О. В. Лён любит поклон // Народная культура Приангарья: информационно-методический сборник. Иркутск: Иркутский областной Дом народного творчества, 2019. С. 108-110.
• Ванцай Л. А. Сценарий обряда «А мы сеяли, сеяли ленок…» // ЭТНО-КВАРТАЛ. Сборник сценариев культурно-просветительского проекта по возрождению традиционных календарно-обрядовых праздников народов Иркутской области / сост. Н.В. Дмитриева, М.П. Просекина, О.А. Ращенко; науч. ред. А.И. Кожухарь. – Иркутск: ГБУК «ИОДНТ», 2021. С. 54-59.
• Ванцай Любовь Анатольевна, Ванцай Олеся Алексеевна, Верхотуров Лариса Владимировна (пос. Атагай, Нижнеудинский район) // Возрождение этнокультурных традиций Приангарья: cправочник деятельности культурно-досуговых учреждений по этнокультурному достоянию Иркутской области / сост. Г. М. Кородюк, ред. Н. В. Разумная; ГБУК «ИОДНТ». Иркутск: Типография «Репроцентр+», 2022. С. 22-24.
• Ванцай Л. А. Славянская слобода в Атагае (Нижнеудинский район) // Возрождение этнокультурных традиций Приангарья: cправочник деятельности культурно-досуговых учреждений по этнокультурному достоянию Иркутской области / сост. Г. М. Кородюк, ред. Н. В. Разумная; ГБУК «ИОДНТ». Иркутск: Типография «Репроцентр+», 2022. С. 56.


Современное состояние объекта
В связи с отсутствием необходимости собственноручно изготавливать полотно, объект ушёл из естественного бытования. В настоящее время процесс посадки и обработки льна находится на стадии реконструкции и популяризации. В Нижнеудинском районе выращиванием и обработкой льна занимаются только в ЦСК.
Для сохранения традиции рекомендуется создание ремесленного подворья, включающего огород для посадки льна, мочи́ла для замачивания льна, рей (сарай) с печью для сушки льна, мя́лки, бро́салки, ткацкие станки.
В целях сохранения традиции на территории р. п. Атагай Нижнеудинского района проводятся мастер-классы по изучению технологии обработки льна, праздник «Олёна-льносейка» (посадка льна), уборка льна с привлечением учащихся Атагайской средней общеобразовательной школы, а также фольклорные праздники и уроки. Одним из главных направлений по сохранению и популяризации традиции являются выставки декоративно-прикладного творчества на разных уровнях.


Авторы, составители материалов об объекте
• Ванцай Любовь Анатольевна, заведующая отделом Центр Славянской культуры Муниципального казенного учреждения «Районный Центр Народного Творчества и Досуга».
• Верхотурова Лариса Владимировна, руководитель мастерской ЦСК.
• Ванцай Олеся Алексеевна, руководитель кружка ЦСК.
• Метляева Марина Николаевна, руководитель мастерской ЦСК.


Дата и номер распоряжения министерства культуры Иркутской области (далее – министерство) о присвоении объекту нематериального этнокультурного достояния категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Иркутской области

№ 56-232-мр от 30.10.2025


Категория объекта

объект регионального значения


Дата и номер протокола заседания Регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния, содержащего заключение, на основании которого министерством принято решение о присвоении объекту категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в реестр

№ 06‑56‑78/25 от 24.10.2025


Сноски:
1. Болонев Ф. Ф. Лен и конопля в хозяйстве русских крестьян Сибири XVII – начала XX века // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2017. Т. XXIII. С. 467.
2. Там же. С. 468.
3. Маленьких М. А. Зерновое хозяйство Иркутской губернии в годы столыпинской аграрной реформы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 3 (25). С. 142.
4. Там же.
5. Там же.
6. Там же. С. 139.
7. Там же. С. 141.


Иные материалы, имеющие отношение к объекту, направленные на популяризацию объекта (при наличии)
1. Документальный фильм «Льняная земля». Режиссёр Артём Петернёв, 2015 год. Архив РЦНТиД, ЦСК.
2. Сюжет о выставке «Полотняная река». Программа «Новости сейчас» телеканала АС Байкал ТВ. г. Иркутск, 2019 год.
3. Документальный фильм «Олёна Льносейка». Режиссёр Алевтина Жирнова, 2019 год. Архив ЦСК.


Фото:


Видео: 

1. Семя льна

2. Просеивание семян льна

3. Просеивание семян льна

4. Обряд при посадке льна

5. Посадка льна под тяпку

6. Посадка льна (боронование)

7. Посадка льна путем раскидывания семян

8. Цвет льна

9. Цвет льна

10. Обряд с иконой перед уборкой льна

11. Обряд с иконой перед уборкой льна

12. Обряд с иконой перед уборкой льна

13. Обряд "Перворучня"

14. Обряд "Перворучня" 

 

15. Первый зажиночный сноп

16. Подвязывание снопа

17. Подвязывание снопа

18. Первый зажиночный сноп

19. Уборка льна

20. Уборка льна

21. Уборка льна

22. Уборка льна

23. Снопы в поле

24. Отбивка семя льна

25. Отбивка семя льна

26. Ткачество льна

План работы
 
Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e  для победы_ главная
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Лента не найдена
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика