Известная в Приангарье с конца XIX века технология ткачества сеток из конского волоса зафиксирована в устных рассказах старожил Братского района Иркутской области. Применялась в создании сеток, используемых при шитье специальной одежды - накомарников («личинок»), защищавших лица людей от мелкого лесного гнуса. Процесс ткачества осуществляется с использованием специального станка-ниточки, веревок, иглы, деревянного ножа и челнока. Используется полотняное переплетение. Заправка станка имеет вариации для плетения с более мелкой и более крупной ячейкой. Изготовленные подобный образом сетки, в том числе, могли использоваться для перекрытия сит.
Номер и дата присвоения реестровой записи объекта: № 0006 от 30.10.2025 г.
Наименование объекта нематериального этнокультурного достояния Иркутской области
Технология ткачества сеток из конского волоса в Братском районе Иркутской области
Вид объекта
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах, и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории
Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Русские
Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния
Русский язык
Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния (при наличии)
Не предоставлена
Наименование места (мест) бытования объекта
Братский и Усть-Илимский районы Иркутской области.
Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта
Реконструкция проведена в городе Братск, Братского района, Иркутской области.
Географические координаты места (мест) бытования объекта
56°09′07″ с. ш. 101°37′59″ в. д.
Подробное описание объекта
Технология ткачества сеток из конского волоса была распространена на всей территории страны в XIX – нач. XX века.
В Приангарье из конского волоса делали подпруги, вожжи, ошейники, варежки, носки, шляпы, путы, поводья для лошадей и многое другое, в том числе изготавливали сетки для накомарников. Их актуальность заключалась в том, что в районах бытования технологии существовало огромное количество гнуса, не позволявшего открывать глаза для работы или вернуться с неё без множества мелких, но болезненных ран. Таким образом, описываемая технология являлась жизненно необходимой для местного населения.
Технология ткачества
Для процесса ткачества требуется станок-ниточка (станок небольшого размерапримитивного устройства), верёвки для крепления волос, железная игла для продевания волоса в верёвку, деревянный нож и челнок (см. фото 1). А также конский волос с хвоста, который предварительно вычесывался.
Заправка станка
После того, как всё подготовлено, можно приступать к заправке станка, для этого волосы собираются в пучки по 10-15 волос, которые продеваются в верёвку по 3-4 волоса при помощи железной иглы с расстоянием 3-4 мм. Эта верёвка крепится к станку-ниточке (см. фото 2).
Нити основы и утка делятся на четные и нечетные. Четные нити оставляются свободными, а нечетные продеваются в специальные петли, называемые «нитченками» (см. фото 3). Концы волос после заправки, аналогичным способом прикрепляют к веревке и крепят на параллельных брусках станка с помощью другой веревки. Эта веревка наматывается вокруг брусков на небольшом расстоянии друг от друга (примерно 1 см), что создает необходимое натяжение и не позволяет волосам двигаться. Таким образом волосы расправляются и на станке создается оптимальное натяжение для дальнейшего ткачества.
Процесс ткачества
После того как станок заправлен, процесс ткачества продолжается следующим образом (см. фото 4). Нитченки опускаются вниз, открывая зев, через который пропускается уточный волос (см. фото 5). В зависимости от выбранной техники, уточный волос может быть один (в первом способе) или два (во втором способе). Для этого используется уток для плетения сетей, который имеет плоскую форму и заостренный конец. Уточная нить подбивается дополнительным плоским ножом в начало изделия. Когда уточный волос вставляется, «нитченки» возвращаются в исходное положение, закрывая зев. Затем вверх поднимается деревянный нож, расположенный рядом с нитченками, что открывает контрзев, через который пропускается второй волос (см. фото 6). Эти действия повторяются до достижения необходимого переплетения.
На данном этапе процесс может повторяться до тех пор, пока не будет получена сетка нужного размера и плотности. Здесь используется простой и распространенный тип переплетения — это полотняное переплетение, где лицевая и изнаночная стороны ткани одинаковы. Это переплетение характерно для сеток, изготовленных по данной технологии. На этом этапе появляется проблема равномерного распределения уточного волоса, что необходимо для получения одинаковых ячеек сетки.
Изучая подлинные предметы из фондов музея, такие как сита и накомарники, можно заметить различные варианты ткачества. Например, в некоторых накомарниках используются один волос для облегчения дыхания, что может быть связано с особенностями использования изделия. У сит основная и уточная нити состоят из двух волос, что говорит о желании сделать изделие более прочным. Это также позволяет предотвратить повреждения изделия, так как при разрыве одного волоска, сетка сохраняет свою целостность.
Культурная значимость объекта заключается в возможности использования реконструированной технологии для популяризации русской старожильческой культуры в рамках интерактивных мероприятий, организуемых музеем (мастер-классы и иные формы), которые позволяют знакомиться с традицией через непосредственное, осязаемое приобщение к ней.
Историческая значимость объекта состоит в том, что ткачество сеток из конского волоса являлось важным элементом быта ангарских деревень, поскольку в таёжных районах, где эти поселения находились, было большое количество насекомых, таких как гнус и мошкара, которые значительно ухудшали условия жизни людей и животных. Для защиты от них жители изготавливали и прикрепляли к ткани сетки, сотканные из конского волоса. Строительство гидроэлектростанций в советский период привело к изменениям природно-климатических условий, в том числе к снижению численности гнуса, в результате чего традиция ткачества сеток утратила свою актуальность. Таким образом, она является одной из специфических характеристик бытового уклада населения Приангарья в конкретный исторический период (с начала заселения таежных территорий до периода технологических преобразований сер. ХХ века).
Научная значимость объекта состоит в возможности использования технологии ткачества в процессе реконструкции быта русской старожильческой культуры в Восточной Сибири и особенности их хозяйственной жизни. А также как исторического источника для изучения повседневного уклада Приангарья рубежа XIX-XX вв.
Предметы, связанные с объектом
Накомарник, станок-ниточка, сито
Техники и технологии, связанные с объектом
Техника полотняного переплетения
Способы и формы передачи объекта
Технология ткачества сеток из конского волоса в прошлом передавалась от поколения к поколению в рамках семейных и общинных традиций. Старожилы обучали молодёжь этому ремеслу через непосредственное участие в процессе, обеспечивая преемственность знаний и навыков. Каждый шаг изготовления сеток был тщательно освоен и отработан врамках повседневной жизни.
На сегодняшний день музей предпринимает меры для восстановления и популяризации этого ремесла. Специалисты музея провели исследование и восстановили технологический процесс ткачества, что позволило продемонстрировать его на различных мероприятиях, таких как празднование «Дня Ангарской культуры» и мастер-классы «Каждому молодцу ремесло к лицу».
Музей выпустилролик, который наглядно показывает этапы заправки станка и процесс ткачества, что способствует распространению информации в средствах массовой информации и через другие каналы.
Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния
Нет.
Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния
Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары.
История выявления и фиксации объекта
Информация о бытовании технологии ткачества сеток из конского волоса на территории Сибири общеизвестна.
Во время этнографических экспедицийБратского городского объединенного музея в 2022-2024 г. в Кежемский и Богучанский районы Красноярского края, а также в Братский район Иркутской области опрос старожил подтвердил, что большинство жителей ангарских деревень, особенно находящихся в таёжной местности, в летний период носили накомарники с сетками из конского волоса.
По данному вопросу так же была изучена литература и найдены небольшие упоминания этнографов. Н.И. Лебедева в статье посвященной хозяйственному быту Приангарья XIX - начала XX века пишет: «только для сибиряков характерно тканье накомарников на ткацком станке-ниточке (аналогичное тканью поясов «на ниточке» у русских центральных областей). Материал для тканья - конский волос, который употребляли также буряты и якуты для плетения сетей и веревок.» [Лебедева, 1971г., стр.92]. Л.М. Сабурова также подтверждает, что сетки для накомарников («личины») изготавливались из конского волоса на станке примитивного устройства. В некоторых случаях используют покупные сетки из черного тюля [Сабурова 1967г., стр.151].
Дополнительно были изучены предметы из фондохранилища музея. Подлинные сита, накомарники из конского волоса и станок с остатками подлинных волос, о котором известно только то, что он предназначен для ткачества сеток, без каких-либо подробностей.
Станок горизонтальный, так как нити основы расположены горизонтально, по своему строению он напоминает первые горизонтальные станы (параллельные бруски, закрепленные на вертикальных опорах) [Назарова, 2010.,111-116 с.]. В комплекте со станком идёт палочка с нитями, предположительно это «нитченка». А также на станке имеются остатки волос, предположительно срезанные после ткачества.
Данные опросов старожилов показали, что не многие из них имеют представление об изготовлении сеток из конского волоса, а некоторые путают его с ткачеством поясов на бердо.
Людмила Иннокентьевна Фекисова (Бурнина) 1940 г.р. из деревни Бурнино Братского района, не только видела, как работали за станком, но и сама пробовала ткать. Она не знает точного процесса заправки станка, а может только предполагать. Утверждает, что волосы связывали в пучки и закрепляли деревянными рейками на брусках станка. Волосы распределялись по одному и продевались в бердо, тем самым создавая зев и контрзев, поднимая и опуская бердо. Уточная нить продевалась с помощью утка, или как называла его старожил — игла, прямоугольной формы с заостренными концами и отверстием посередине. При виде палочки с нитками, она утвердительно сообщила что это «нитченки», но для ткачества сеток она их не использовала. Также респондент рассказала откуда брали конский волос. По её утверждениям, когда кастрировали молодых жеребцов, для удобства им отрезали хвосты. В основном использовали черный волос, предположительно он считался более крепким и легкодоступным. Московских Иннокентий Степанович 1934 г.р. из деревни Московское, сказал, что наблюдал как его знакомая ткала сеть, но утверждал, что это происходило при помощи перебирания нитей вручную на настольном станке меньшего размера. О процессе ткачества он говорил так: «лежит как сабля такая, край остренький и она им и подвигает, и подвигает, нужно на какую величину подвинуть то, ровненько, потом начинает, если она перебирала вот с этой вот, допустим, дошла до края, этим раз, раз, раз и подвинула его, потом ты начинаешь с другой, чтобы перешло, это вместо «нитченок» у неё». Предположительно саблей он назвал уток, с заостренными концами, которыми умелица перебирала волосы через один. Так же, как и Людмила Иннокентьевна, увидев палочку с нитями, сказал: «а с нитченками то проще, конечно». Рассказывая о накомарниках Иннокентий Степанович сказал, что волосы в основном использовались чёрные, предполагая, что в них было лучше видно.
Было найдено несколько фотографий, которые непосредственно относятся к ткачеству сеток из конского волоса. На двух из них изображены женщины, которые сидят за станком и имитируют процесс ткачества. Одна фотография находится в книге Макаренко А.А. «Сибирский народный календарь» (см. фото 7). Вторая фотография запечатлена Ангарским отрядом комплексной экспедиции Института Этнографии АН СССР / 1958 – 1959, которая храниться на сайте музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук(см. фото 8).
А также найдено фото, где приближен сам процесс ткачества (хранятся в фотоархиве Института Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской Академии Наук (ИЭА РАН))(см. фото 9). По данным фотографиям можно сделать несколько выводов: во-первых, палочка с нитками присутствует на фотографиях, подтверждая предположение, что это «нитченки», и они использовались при ткачестве; во-вторых, присутствует деревянный нож и уток. В-третьих, волосы прикреплены к станку аналогичным способом. В руке у женщиннаходится палка, возможно она использовалась для подбивания уточных нитей или в виде утка.
Целищевой С.В. было воссоздано крепление волос, повторяющее крепление на подлинном станке. Изучены процессы ткачества на ниту, на сволочке, на ткацкой раме. В итоге проведенной реконструкции технологии получилась сеть небольшого размера (см. фото 10).
Источники информации об объекте
• Глушенко М. А. Отчет о полевых этнографических исследованиях в Богучанском районе Красноярского края в 2024 году. Фонды МБУК «БГОМ истории освоения Ангары».
• Глушенко М. А. Отчет о полевых этнографических исследованиях в Братском районе Иркутской области в 2023 году. ФондыМБУК «БГОМ истории освоения Ангары».
• Лебедева Н. И. Хозяйственный быт Приангарья (XIX- начало XXв.)// Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч.1: Приангарье. - Новосибирск: Наука, 1971. –С.78-95
• Макаренко А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь, Енисейская губерния. – СПБ., 1913. – 293 с.
• Сабурова Л. М. Культура и быт русского населения Приангарья. - Л.: Наука, 1967. – 280 с.
• Назарова М. В. Введение в направление: учеб.пособие. Часть I / М. В. Назарова, В. Ю. Романов; ВолгГТУ, Волгоград, 2010. – 150 с.
• Сабурова Л. М./ Иркутская обл. // Ангарский отряд комплексной экспедиции Института Этнографии АН СССР / 1958 - 1959 /
Современное состояние объекта
В настоящее время аутентичная технология сеток законсервирована, т.к. вышла из обихода и сохраняется в виде описаний и музеефицированных предметов. В настоящее время ткачество сеток из конского волоса – это утраченное ремесло вследствие технологического прогресса. Реконструированная форма практикуется единственной мастерицей, Целищевой Софьей Вячеславовной, а потому находится под угрозой утраты.
Авторы, составители материалов об объекте
Целищева Софья Вячеславовна, младший научный сотрудник архитектурно-этнографического музея «Ангарская деревня им. О. Леонова», фольклорист.
Дата и номер распоряжения министерства культуры Иркутской области (далее – министерство) о присвоении объекту нематериального этнокультурного достояния категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Иркутской области
№ 56-232-мр от 30.10.2025
Категория объекта
объект регионального значения
Дата и номер протокола заседания Регионального экспертного совета по оценке и отбору объектов нематериального этнокультурного достояния содержащего заключение, на основании которого министерством принято решение о присвоении объекту категории регионального значения или муниципального значения и включении объекта в реестр
№ 06-56-78/25 от 24.10.2025
Иные материалы, имеющие отношение к объекту, направленные на популяризацию объекта (при наличии)
• Целищева С.В. Технология ткачества сеток из конского волоса. // Культура русских в археологических исследованиях: сборник научных статей: в 2 томах / под ред. Л.В. Татауровой. – Братск; Омск: Издательскийдом «Наука», 2024. – С. 316.
• Мастер-класс «Каждому молодцу ремесло к лицу» для учащихся 5-11 классов в АЭМ «Ангарская деревня им. О. Леонова».
Фото:
-
1. Подлинный станок из фондов МБУК «БГОМ истории освоения Ангары». Фото Целищевой С.В.
1. Подлинный станок из фондов МБУК «БГОМ истории освоения Ангары». Фото Целищевой С.В.
-
2. Крепление волос на подлинном станке. Фото Целищевой С.В.
2. Крепление волос на подлинном станке. Фото Целищевой С.В.
-
3. «Нитченки». Фото Целищевой С.В.
3. «Нитченки». Фото Целищевой С.В.
-
4. Процесс ткачества на копии подлинного станка. Фото Горшкова Е.О. сделано 18.01.2024 г. На фото Целищева С.В.
4. Процесс ткачества на копии подлинного станка. Фото Горшкова Е.О. сделано 18.01.2024 г. На фото Целищева С.В.
-
5. Открытие зева при помощи «нитченок». Фото Горшковой Е.О. сделано 18.01.2024 г.
5. Открытие зева при помощи «нитченок». Фото Горшковой Е.О. сделано 18.01.2024 г.
-
6. Открытие контрзева деревянным ножом. Фото Горшкова Е.О. сделано 18.01.2024 г.
6. Открытие контрзева деревянным ножом. Фото Горшкова Е.О. сделано 18.01.2024 г.
-
7. «Тканье «личинок» для головных сеток (Мелецкая инородная управа) Макаренко А.А. Сибирский народный календарь.
7. «Тканье «личинок» для головных сеток (Мелецкая инородная управа) Макаренко А.А. Сибирский народный календарь.
-
8. Фотография Ангарского отряда комплексной экспедиции Института Этнографии АН СССР / 1959 г.
8. Фотография Ангарского отряда комплексной экспедиции Института Этнографии АН СССР / 1959 г.
-
9. Фотография с экспедиции ангарского отряда института этнографии академии наук СССР 1957-1962 годов. Фото Бородин Д.В. 1957 г.
9. Фотография с экспедиции ангарского отряда института этнографии академии наук СССР 1957-1962 годов. Фото Бородин Д.В. 1957 г.
-
10. Новодельная сетка. Фото Целищевой С.В.
10. Новодельная сетка. Фото Целищевой С.В.
https://www.iodnt.ru/rned/7842-tekhnologiya-tkachestva-setok-iz-konskogo-volosa-v-bratskom-rajone-irkutskoj-oblasti#sigProId27389956cc
Видео:

6+
