Ведущий специалист по фольклору Иркутского областного Дома народного творчества, этнограф Лидия Мельникова приняла участие в этнографической экспедиции в Катангский район Иркутской области.

В экспедиции Лидия Мельникова отметила и зафиксировала несколько объектов нематериального культурного наследия эвенков, проживающих на территории Иркутской области в бассейне реки Нижняя Тунгуска:

– технологию строительства и устройства традиционного эвенкийского чума;

– изготовление традиционного пресного эвенкийского хлеба колобо́;

– технологию получения нитей для шитья (чива́) из жил животных;

– технологию выделки ро́вдуги;

– технологию хранения рыбы с помощью голубицы.

Лидия Мельникова, ведущий специалист по фольклору Иркутского областного Дома народного творчества: «В настоящее время на территории Иркутской области эвенки компактно проживают в Катангском, Казачинско-Ленском, Бодайбинском, Киренском, Мамско-Чуйском, Усть-Кутском и Качугском районах. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Иркутской области проживают всего 63 эвенка, назвавшимися как «мурчен», «орочён с языком эвенкийским», «тангус», «тунгусы». Эта мизерная цифра вызывает недоумение, но и о многом говорит. Смешанные браки, вырванные из традиционной жизни дети эвенков, переселенные в интернаты для обучения, возможность миграции в другие районы, регионы или даже страны, все это негативно сказалось на численности коренных жителей и их идентификацию. Многие эвенки сегодня не знают своего языка и традиций, не представляют жизни без интернета и сотовой связи, и лишь единицы продолжают жить по законам тайги: разводят оленей, после успешной охоты или рыбалки по законам предков благодарят богов за добычу и «кормят» огонь, выделывают ровдугу, шьют одежду и обувь жилами диких животных, пекут колобо, вялят мясо и рыбу, пьют молоко олених. Очень важно сегодня фиксировать объекты нематериального культурного наследия. Потому что информанты уходят и потом получить ценные знания будет неоткуда».

Технология строительства и устройства традиционного эвенкийского чума

(информант Каплина Ольга Николаевна)

Чум – традиционное жилище кочевого эвенков. По-эвенкийски чум – дю́кча. Его установкой и внутренним убранством занимаются женщины. Для строительства чума необходимы жерди и покрытие (ровдуга, шкуры животных и пласты коры или береста). Количество и длина жердей зависит от его размера. Жерди заготавливают длиной 3 или 4 метра. Для чума среднего размера примерно 27-36.

Место для чума выбирают тщательно. Оно должно быть не далеко от воды, но обязательно сухое. На выбранном месте конусом вкапывают по кругу внутренние жерди. Несколько основных жердей связывают вместе для крепости. На жерди выкладывают рядами кору или ровдугу, а в некоторых случаях шкуры оленей, затем сверху их закрепляют (придавливают) вторым рядом жердей. Устанавливают жерди для костра, дверь.

В семье Каплиных зимний чум традиционно покрывают ровдугой, летом – огромными пластами коры лиственницы (голомо́) или заготовленной заранее берестой (талу́ма). Берестой Каплины покрывают чум редко, берез в округе не много. В основном порывают корой лиственницы, она, по мнению информанта, крепкая. Сверху оставляют отверстие для выхода дыма. Для закрывания отверстия зимой используют ровдугу.

Внутри чум делится на несколько частей. Напротив входа (уркэ́), за костром находится малу́ – почетное место, где встречают гостей. Посредине располагается место для костра (зимой) и дымокура (летом). Справа от входа тыэру́к (для хранения хозяйственной утвари), справа и слева – бе (спальня). Обычно, правое бе – спальня родителей, а левое – детей.

Возле чума (со стороны бе родителей), размещают ровдужные сумы по́та и калару́к, в которых хранят посуду и вещи. Проходить между чумом и пота с каларуком запрещено, так повелось испокон века.

 

Технология изготовление традиционного пресного эвенкийского хлеба колобо́ (другое название – эвенкийская таёжная пресная лепешка)

(информант Каплина Ольга Николаевна)

Традиционная пища эвенков состоит из мяса оленей, диких животных и птиц, рыбы, молока олених, дикоросов: ягоды, орехи, грибы, черемша, лук и пресного хлеба колобо. Колобо – традиционный хлеб кочующих эвенков.

Ингредиенты для изготовления колобо простые: мука высшего сорта, соль, вода. Дополнительно добавляют соду. На 1 килограмм муки 0,5 литров воды, соль (по вкусу) и ½ чайной ложки соды.

В ёмкость (миска – в домашних условиях, чумашек (хаача́н) – в лесу) просеивают муку, делают в ней углубление, добавляют соль, соду и воду. Всё тщательно вымешивают.

В лесу колобо готовят на земле, в углях от костра. Разводят костер, он прогорает до углей. Лопатой разгребают угли, делают небольшое углубление в земле и выкладывают тесто. Загребают лопатой угли и оставляют на 40-45 минут. Затем лопатой разгребают угли, достают готовый хлеб. Пепел с хлеба сметают глухариным пером.

В домашних условиях колобо готовят в духовке, выкладывая тесто на чугунную сковороду. Середину лепешки необходимо немного приплюснуть и выпекать при температуре 220 градусов примерно 40 минут. Готовность хлеба определяется по цвету корочки.

 

Технология получения нитей для шитья (чива) из жил животных

(информант Каплина Ольга Николаевна)

Нити, полученные из жил животных, применяют для шитья одежды, обуви, сшивания шкур для покрытия чума.

Для получения нитей используют два филе, расположенных на спине оленя между позвоночником. Филе аккуратно срезают очень острым ножом, стараясь не повредить тонкие концы. Лишнее мясо также удаляют острым ножом. Полученные ленты-филе сушат в тени, а затем помещают в дымокур.

После полного высыхания в дымокуре ленты разминают и обтряхивают. Оставшиеся после трепления плотные волокна аккуратно разбирают и получают короткие нити.

Нити необходимо правильно соединить по длине и скрутить, для этого их тонкие концы соединяют друг с другом и скручивают. Скручивание происходит на коленке. Предварительно на нее кладут брезент, чтобы не замарать одежду и создать ровную поверхность для скручивания. Процесс проводят дважды. Во второй раз две готовые нити скручивают в одну, она получается толще и более прочная.

Готовую нить наматывают на руку небольшим моточком и складывают в мешочки для рукоделия, сшитые из ровдуги.

 

Технология выделки ровдуги

(информант Каплина Ольга Николаевна)

Ровдуга – эвенкийская замша, имеет широкое применение в быту. Из неё шьют одежду и обувь, делают веревки (мавут) для отлова оленей и шнурки-завязки, предметы для хранения вещей и хозяйственной утвари. Ровдугой покрывают чум зимой.

Производство ровдуги длительный и трудоёмкий ручной процесс. Выделкой занимаются женщины, используя подручные инструменты: острый нож и точильный брусок, скребок у, скребок хидыу́н, скребок кэдэра՛.

Шкуру с животного снимают очень аккуратно острым ножом, чтобы не повредить. Затем ножом убирают излишки жира, мездры и мяса.

Процесс называется «обзжиривание». Острым ножом со шкуры сбривают шерсть. Процесс называется «стрижка шерсти». Получается кожа. По всему периметру края кожи делают небольшие разрезы и растягивают на раме из жердей (пя́лы), продевая в них веревку из ровдуги. Для прямоугольных или квадратных пял используют жерди чуть больше размера кожи. Углы пял фиксируются туго затянутыми веревками. Натянутую на пялах кожу оставляют сохнуть. Высушенную кожу скребут скребком у. Выскребают оставшийся жир и мездру. Внутреннюю часть кожи смазывают нутренным жиром оленей (а́хан).

На 3 дня кожу отправляют в дымокур, постоянно переворачивая для того, чтобы она хорошо прокоптилась и приобрела светло-коричневый цвет. Дымят в специально построенных закрытых дымокурах с помощью трухлявой лиственницы или сосны. Её поджигают, она тлеет, и дым пропитывает подвешанную шкуру или кожу. Дым – отличный антисептик. Продымленные шкуры, кожу и ровдугу не ест жук-кожеед, и не заводится моль.

Продымленную кожу замачивают в воде на 1–2 дня, пока она не разбухнет. Толстую сохатиную дольше, оленью – меньше.

Лишнюю воду убирают скребом хидыун, в редких случаях – ножом.

На специальном станке кожу скручивают, чтобы убрать лишнюю воду.

Просушенную кожу выделывают под замшу скребком с зазубринами – кэдера.

 

Технология хранения рыбы с помощью голубицы

(информант Кривошапкин Афанасий Алексеевич)

По сведениям информантов в реке Нижняя Тунгуска эвенки ловили щуку, окуня, язя, сорогу, леща, сига, налима. Когда начинает летом лететь мотыль, эвенки ловят тугунка. Рыбу ловят и на боковых речках, на них городили у́ки – перегородки из бревен и жердей, облегчающие лов.

Выловленную речную рыбу разделывали (убирали внутренности) и сушили в подвешанном состоянии. После просушивания её выкладывали в специальном холодном бревенчатом срубе.

Для более длительного хранения рыбу предварительно смазывали проваренной без сахара ягодой голубицей (голубика (Vaccínium uliginósum). Рыба и хранилась дольше и напитывалась прекрасным вкусом.

План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика