С 4 по 7 июня 2022 года состоялась этнографическая экспедиция в село Ербогачен Катангского района, поддержанная Иркутским областным отделением Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» и администрацией Катангского района Иркутской области. При спонсорской помощи ООО «Иркутская нефтяная компания».

В экспедиции ведущий специалист по фольклору Иркутского областного Дома народного творчества Лидия Мельникова отметила и зафиксировала несколько объектов нематериального культурного наследия эвенков, проживающих на территории Иркутской области в бассейне реки Нижняя Тунгуска:

– технологию строительства и устройства традиционного эвенкийского чума;

– изготовление традиционного пресного эвенкийского хлеба колобо́;

– технологию получения нитей для шитья (чива́) из жил животных;

– технологию выделки ро́вдуги;

– технологию хранения рыбы с помощью голубицы

↓ ↓ ↓

Какая ягода помогает дольше сохранять вяленую рыбу, из чего пекут традиционный эвенкийский хлеб колобо́, как правильно выделывать ро́вдугу и делать нити из жил животных? 

Несколько лет в Усть-Кутском историческом музее работает раздел «Коренное население Верхнего Приленья XVII века» в экспозиции «История Верхнего Приленья». Для более интересной и содержательной экскурсии по экспозиции и пополнению артефактами фонда директор музея Зинаида Мифодьевна Тирская написала проект «Люди трех родов». В рамках проекта проведена этнографическая экспедиция, в которой приняли участие директор и хранитель музейных ценностей Дарья Николаевна Лысунь из г. Усть-Кута и ведущий специалист по фольклору Иркутского областного Дома народного творчества Лидия Михайловна Мельникова.

Практически все экспедиции в Катангском районе начинаются с посещения Районного краеведческого музея им. В. Я. Шишковав п. Ербогачен. Наша не стала исключением. Знакомство с историей музея и его экспозицией завершилось поздно вечером за столом, уставленным эвенкийскими блюдами. Гостеприимство в крови у эвенков. Добрые и честные, они всегда и по сей день живут по закону «Нимат» – закону взаимопомощи, который помогал им жить в трудные голодные военные, послевоенные и колхозные времена. Эвенки и по сей день ничего не продают, а дарят или щедро делятся. Таков закон предков и нарушать его они не хотят.

Во время посещения музея члены экспедиции узнали, что по древней легенде эвенкийской мир делится на верхний, средний и нижний. В верхнем мире живут птицы, в среднем – олени, а в нижнем – рыбы. Соединяет миры дерево, верхушкой уходящее в мир птиц, а корнями в водный мир рыб. По нему путешествует шаман во время проведения ритуала камлания для предсказания будущего или излечения больного соплеменника. Особый интерес представляют жители эвенкийских миров: птицы, олени и рыбы. Небо, земля, вода и, конечно, огонь – главные помощники и защитники эвенков. Они много столетий живут в гармонии с природой, соблюдая её экологический баланс: ничего нельзя брать лишнего, ровно столько, чтобы жить. Река и тайга кормили, а люди этими дарами делились друг с другом, поддерживая слабых и беззащитных.

В общении с местными жителями мы узнали, что эвенки не однородный этнос, есть много диалектов, и они также различаются по способу передвижения: на оленях, на конях, на собаках. До XVII века эвенки были расселены на огромной территории Сибири, а сегодня это лишь небольшие островки.

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Иркутской области проживают всего 63 эвенка, назвавшимися как «мурчен», «орочён с языком эвенкийским», «тангус», «тунгусы»[1]. Эта мизерная цифра вызывает недоумение, но и о многом говорит. Смешанные браки, вырванные из традиционной жизни дети эвенков, переселенные в интернаты для обучения, возможность миграции в другие районы, регионы или даже страны, все это негативно сказалось на численности коренных жителей и их идентификацию.

Многие эвенки сегодня не знают своего языка и традиций, не представляют жизни без интернета и сотовой связи, и лишь единицы продолжают жить по законам тайги: разводят оленей, после успешной охоты или рыбалки по законам предков благодарят богов за добычу и «кормят» огонь, выделывают ровдугу, шьют одежду и обувь жилами диких животных, пекут колобо, вялят мясо и рыбу, пьют молоко олених.

Одной из таких уникальных семей являются Каплины: Николай, Наталья и их сын Андрей. Летом, во время отпуска и школьных каникул, к ним приезжает дочь Ольга с мужем Олегом и сыном Тыманча (по-эвенкийски «заря»). Семья живет на стойбище возле озера Буркаул, что рядом с речкой Средняя Пульванинга. От села Ербогачен это 400 километров. Живется им непросто, помощи нет ни от кого, хотя, казалось бы, мы постоянно из разных источников слышим о поддержке народов Крайнего Севера. Разводить оленей в тайге дело хлопотное, много валежника и завалов, мало полян, где поместилось бы большое стадо. Это не тундра, где всё как на ладони и много корма. Но переезжать в село семья не хочет, дорожит своим делом.

Благодаря щедрой душе Ольги Николаевны Каплиной, мы узнали, как в её семье готовится традиционный эвенкийских хлеб – колобо´, получается нить-жила (чива´) для шитья традиционной одежды и обуви, как строятся дымокуры для оленей и окуривания готовой ровдуги и заготовок для получения чив. Интерес представляет информация о том, как выделываются шкуры оленей и сохатых под ровдугу, какие для этого применялись инструменты и расходные материалы. При сборе сведений о традиционном жилище эвенков – чуме, мы узнали, как его строили, из чего, сколько необходимо жердей, чем покрывали зимой и летом, кто занимался строительством, название каждой части внутреннего интерьера. Эта информация станет базовой при проведении музейных экскурсий.

Ольга Николаевна пригласила участников экспедиции на следующий год приехать в стойбище, где живут её родители. Там она сможет показать, как устроен дымокур и чум, мы сможем поучаствовать в процессе выделки ровдуги, получении нитей для шитья и испечем эвенкийскую лепешку в костре.

Одним из ценнейших информантов стала руководитель эвенкийского культурного центра Алла Леонидовна Шеметова. Она «ввела» членов экспедиции в эвенкийский мир, рассказав об обычаях и верованиях, о технологиях шитья и вышивки традиционных костюмов и «провела» по рекам, горам и болотам «ЧумоГрада». Как впервые посетившие Нижнюю Тунгуску, мы прошли процесс посвящения в «ЧумоГраде» и, надеемся, что хоть немного стали «своими» на этой древней земле.

Афанасий Алексеевич Кривошапкин, уроженец деревни Наканно, рассказал о ловле рыбы и об интересном рецепте её хранения. На боковых речках Нижней Тунгуски эвенки ставили у′ки (перегородка из бревна и жердей) для загораживания русла реки, выловленную рыбу разделывали и сушили. После просушивания её выкладывали в специальном холодном срубе. Уникальными являются сведения о том, что рыбу смазывали проваренной без сахара ягодой голубицей. Рыба и хранилась дольше, и напитывалась прекрасным вкусом.

Незабываемое впечатление произвела Наталья Григорьевна Егорова. Она не только замечательный народный мастер, но и великолепный рассказчик. Её бисерные вышивки теперь есть у каждого члена экспедиции, а рассказы надолго остались в памяти. От нее мы узнали о жизни эвенкийских детей в интернате, о том, как она молодой девушкой ехала до Ленинграда, чтобы поступить учиться, и как ей помогали в пути незнакомые люди. Рассказ о хуликтэи кэрчитэ был ярким и сочным, что даже мы, ни разу не пробовавшие сушеное мясо, почувствовали его вкус и запах. После учебы в Ленинграде Наталья Григорьевна стала замечательным педагогом, отличником народного просвещения и почетным гражданином Катангского района.

Во время встреч с жителями зафиксировано немало диалектных слов. Это, несомненно, пригодится при составлении текста экскурсии по экспозиции Усть-Кутского исторического музея. Фонды музея пополнились колобо, ровдугой, детской берестяной битой для сбора ягод, берестяной шкатулкой, оленьей жилой для шитья, игольницей, мешочком с эвенкийским орнаментом, берестяной шкатулкой и книжными изданиями об эвенкийской культуре. Все поставленные задачи члены экспедиции выполнили благодаря помощи и поддержке администрации и жителей Катангского района.

Участники экспедиции от всей души благодарят Сергея Юрьевича Чонского мэра МО «Катангский район»; Юлию Евгеньевну Каненкину, начальника МКУ «Муниципальный отдел по развитию культуры, молодежной политике и спорту администрации МО «Катангский район» и главного специалиста Татьяну Сергеевну Рыбка; Ирину Георгиевну Софьянникову, директора МКУК «Районный краеведческий музей имени Вячеслава Яковлевича Шишкова» МО «Катангский район», научного сотрудника Елену Владимировну Юрьеву и хранителя Марию Леонидовну Борисову; лену Николаевну Бирюкову, директора МКУК «Катангская централизованная библиотечная система» и её сотрудников; Аллу Леонидовну Шеметову, руководителя эвенкийского культурного центра МКУ «Культурно-досуговое объединение Катангского района» Дом культуры «Созвездие»; Александра Николаевича Юрьева, водителя Муниципального отдела образования Катангского района; Наталью Григорьевну Егорову, Ольгу Николаевну Каплину, Афанасия Алексеевича Кривошапкина.

Мною, как ведущим специалистом по фольклору, отмечены и зафиксированы интересные объекты нематериального культурного наследия эвенков, проживающих на территории Иркутской области в бассейне реки Нижняя Тунгуска. Возможно, следующая экспедиция в стойбище к семье Каплиных поможет полностью описать выявленные объекты.

 

 

Ведущий специалист по фольклору

Иркутского областного Дома народного творчества

Лидия Мельникова

 

[1]https://irkutskstat.gks.ru/folder/36518

 

План работы
 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
               
Информационные проекты
 
                       
Другие проекты
 
b968bea3-881f-4579-be41-9910fa2fb2b7 8866ff5d-c6e1-4e0d-898f-5930b8a8e4b6 4f1a75fa-5366-40a7-b927-a197c79841f4 a1375559-cb53-4213-8bf3-dd785e19e578 71f4a20d-22fd-435b-bbf0-e783bd47113e
Обратная связь
 
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Разработка сайта СайтРус
Яндекс.Метрика